§ 3. Административные взыскания и порядок их наложения

Административное взыскание — реакция на совершение администра­тивного правонарушения, мера ответственности за него. Оно применяет­ся в целях воспитания лица, совершившего административное право­нарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правопорядку, а также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом ад­министративного правонарушения; конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения; лишение специального права, предо­ставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); исправительные работы; ад­министративный арест. Как видим, система («лестница») администра­тивных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответ­ствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личнос­ти нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Имеется и еще одна мера — административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граждан­ства (ст. 32 1 КоАП). Она заключается в принудительном и контролиру­емом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — их контролируемом самостоятельном выезде из страны.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «О предупреждении рас­пространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого ви­русом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из РФ в порядке, установленном ее законодательством.

* C 3 РФ. 1995. №14. Ст. 1212.

Иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами Российской Федерации и ее субъ­ектов.

При определении размера административного штрафа следует ру­ководствоваться Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РСФСР»*.

* Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

КоАП (ст. 33 — 40) содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководст­воваться все органы (должностные лица).

Прежде всего следует учитывать, что не подлежат административ­ной ответственности лица, действовавшие в состоянии крайней необ­ходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии не­вменяемости при совершении административного правонарушения.

Взыскания налагаются в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное адми­нистративное правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: рас­каяние; предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несо­вершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяже­лых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, — соверше­ние правонарушения группой лиц; в условиях стихийного бедствия; в состоянии опьянения; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения и т. п. (ст. 35 КоАП).

Взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Исключение составляют случаи, когда дела о совершенных правонару­шениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом).

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взыска­нию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения. С ис­течением этого срока совершение тем же лицом аналогичного право­нарушения исключает возможность его квалификации как повторно­го. Давностные сроки необходимо учитывать при решении вопроса о наложении административного взыскания при повторном, неоднократном, систематическом совершении административного правона­рушения.

Статья 247 Таможенного кодекса предусматривает, что на организа­ции и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупрежде­ние, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения.

www.bibliotekar.ru

32. Предупреждение и штраф как виды административного взыскания.

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания.

По своему содержанию предупреждение — мера морально-правового воздействия.

Административный штраф — это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания.

Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда

2) стоимости предмета административного правонарушения

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц— 1000 МРОТ.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов.

lawbook.online

§ 5. Административное взыскание

Административное взыскание является предусмотренной КоАП санкцией за совершение административных проступков. В Кодексе перечислено восемь видов подобных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация вышеуказанного предмета; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину; 6) исправительные работы; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного физического лица.
Наложение административного взыскания представляет собой превентивную меру, предупреждающую совершение общественно опасных правонарушений — проступков или преступлений.
Административные взыскания устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым субъекты Федерации принимают собственные нормативные акты (ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест представляют собой основные административные взыскания и не могут налагаться в дополнение к другим. Дополнительные административные взыскания не назначаются самостоятельно, они могут налагаться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок могут быть основное взыскание либо основное и дополнительное.
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В отличие от предупреждения устное замечание правонарушителю, предусмотренное ст. 22 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не является взысканием.
Административный штраф устанавливается в размере от ‘/ю до 100 минимальных размеров оплаты труда, а также величиной до десятикратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, — при применении этого критерия исчисления штрафа он может превышать сумму в 100 минимальных размеров оплаты труда.
Большинство штрафных санкций, установленных КоАП, предусматривают фиксированный размер штрафа, при этом денежные суммы исчисляются в особом порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях». Размер административного штрафа может быть увеличен законами

Российской Федерации, и в этом случае он может значительно превышать предельный размер штрафа в 100 минимальных размеров оплаты труда.
Фактически максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет 3000 минимальных размеров оплаты труда, он предусмотрен ст. 845 КоАП «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации или должностных лиц органов охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации».
Второй критерий исчисления размера штрафа используется крайне редко: он применяется только в двух составах административных проступков, причем максимальные размеры санкций — исчисление административного штрафа в размере до десятикратной стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества — КоАП не предусмотрены и в этих случаях. Так, согласно ст. 49 КоАП мелкое хищение чужого имущества может повлечь за собой взыскание в виде штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного. Статья 4012 предусматривает, что незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком) влечет наложение административного штрафа в сумме, равной трехкратному размеру пожертвования.
Возмездное изъятие, а также конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, представляют особую разновидность административных санкций, предусматривающих применение мер физического принуждения. В обоих случаях предмет подлежит принудительному изъятию, т.е. независимо от волеизъявления собственника. При этом правонарушитель утрачивает право собственности на изъятый или конфискованный предмет.
Административным взысканием в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, является лишение права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Наличие у гражданина или юридического лица специального права подтверждается разрешительными документами органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных муниципальных органов (при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию). К таким документам относятся: водительское удостоверение; сертификат соответствия, подтверждающий соответствие товаров и услуг установленным стандартам; разрешение на право пользования радиоэлектронными средствами или высокочастотными устройствами; лицензия; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; доку-

мент, удостоверяющий государственную регистрацию движимого объекта (например, автомобиля — см. ст. 114 КоАП), охотничий билет и др.
Административным взысканиям в виде лишения специального права свойственны следующие особенности:
1) эти санкции ограничены временным лимитом в три года, по истечении которого правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 3 ст. 298 КоАП). В этом случае правонарушителю возвращаются изъятые у него документы.

Таким образом, это административное взыскание представляет собой временное приостановление правомочий лица. Срок лишения специального права может быть сокращен органом или должностным лицом, наложившим взыскание, по истечении не менее половины его временного предела (ст. 297 КоАП);
2) временное приостановление прав граждан на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств может предусматривать и изъятие специальных разрешительных документов — лицензий, поскольку любые виды деятельности юридических и физических лиц в сфере связи подлежат лицензированию;
3) в качестве административных взысканий КоАП предусмотрены только три разновидности лишения граждан специальных прав. Административные ограничения прав граждан на осуществление лицензируемых видов деятельности урегулированы не КоЛП, а отдельными федеральными законами — Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также федеральными законами, принятыми до вступления в силу вышеназванного Закона.
Однако в редких случаях КоАП также предусматривает меры административного пресечения в виде приостановления действия лицензий, а также их аннулирования (см. ст. 1573 КоАП «Осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии»). При применении санкции в сфере лицензирования административное взыскание рассматривается в соответствии с п. 5 ст. 24 КоАП как «лишение специального права». Поскольку действие Федерального закона от 25 сентября 1998 г. не распространяется на лицензионные правоотношения, установленные федеральными законами, принятыми до его принятия, порядок приостановления и аннулирования лицензий регламентируется КоАП. В этом случае аннулирование лицензии осуществляется лицензирующим органом, а не судом, как это предусмотрено Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
При истолковании статей КоАП, регламентирующих лицензионные правоотношения, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

1. КоАП обладает статусом закона РСФСР, хотя изменения и дополнения в него вносились законами Российской Федерации, федеральными законами и постановлением Конституционного Суда РФ. В частности, упомянутая выше ст. 1573 КоАП введена Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. Таким образом, санкция ст. 1573 может быть оспорена, поскольку статус федерального закона отличается от правового положения законов Российской Федерации и законов РСФСР. В соответствии с § 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу нынешней Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Однако противоречие можно усмотреть хотя бы в том, что правовое положение законов РСФСР и законов Российской Федерации Конституцией не урегулировано.
2. Оспоримость лицензионных санкций, установленных ст. 1573 КоАП, подтверждается также различием правовых категорий «лишение специального права», «приостановление» и «аннулирование» действия лицензии. В ст. 294 — 298 КоАП, определяющих производство по исполнению постановления о лишении специального права, не урегулирован статус лицензии как особой разновидности разрешительного документа.
Административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста могут налагаться только по решению суда или судьи. В этом их отличительная особенность по сравнению с другими видами взысканий. Оба взыскания предусматривают ограничение прав и свобод граждан— имущественных прав в случае исправительных работ, предусматривающих удержание до 20% заработка в доход государства, прав на свободу и личную неприкосновенность и других конституционных прав при назначении наиболее сурового из административных взысканий — административного ареста. В обоих случаях применение взысканий предусматривает временные ограничения прав граждан (от 15 суток до двух месяцев при исправительных работах и до 15 суток при назначении взыскания в виде административного ареста), несоизмеримые с подобными ограничениями, применяемыми в случае преступлений.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных физических лиц применяется лишь в случаях, предусмотренных ст. 1831 и 1833 КоАП, и приводится в исполнение Пограничными войсками Российской Федерации.
Таким образом, административные взыскания, предусмотренные ст. 24 КоАП, осуществляются на основе следующих методов:
а) превентивных взысканий, применяемых к лицам, виновным в совершении незначительных административных проступков (предупреждения);

б) административных взысканий, предусматривающих принудительные имущественные санкции (штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета и исправительные работы);
в) взысканий, предусматривающих временное ограничение прав граждан (п. 5 ст. 24 КоАП — лишение специального права);
г) взысканий, применение которых сопряжено с временной изоляцией правонарушителя от общества (административный арест);
д) административных взысканий, предусматривающих применение насильственных методов физического принуждения (административное выдворение иностранных физических лиц).

jurisprudence.club

Административное взыскание в виде штрафа может быть наложено

Административное взыскание – это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

219 § 7. Административные взыскания

Административные правонарушения против государства

В области промышленности, использования тепловой и электрической энергии

На транспорте и в области дорожного хозяйства и связи

В области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

В области торговли и финансов

Посягающие на установленный порядок управления

• Расточительное расходование электрической и тепловой энергии • Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 В • Нарушения, связанные с использованием газа • Нарушение правил пользования энергией и газом в быту

• Курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте • Нарушение водителями правил дорожного движения • Управление транспортными средствами в состоянии опьянения • Систематические нарушения водителями правил дорожного движения • Управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление • Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения • Безбилетный проезд • Другие

• Нарушение правил пользования жилыми помещениями • Самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений • Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства • Другие

• Нарушение правил торговли • Продажа товаров без документов • Торговля с рук в неустановленных местах • Нарушение правил торговли спиртными напитками • Уклонение от подачи декларации о доходах • Другие

• Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника • Проявление неуважения к суду • Самоуправство • Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций • Нарушение правил обучения каратэ • Проживание без паспорта или прописки • Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог • Контрабанда • Другие

Рис. 4.12. Виды административных правонарушений против государства

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

220 Глава IV . Административное право

воспитание лица, совершившего административное правонарушение;

предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем – материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, воз-

§ 7. Административные взыскания 221

можна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф – это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой – воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Воз-

222 Глава IV . Административное право

мездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Исправительные работы это взыскание имущественного характера, носящее длящийся характер. Суть этого взыскания заключается в удержании до 20% заработка нарушителя в доход государства. Срок такого взыскания не может быть меньше 15 дней и больше двух месяцев. Исправительные работы могут назначаться только судом первого звена (районным и/или городским судом).

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид

§ 7 Административные взыскания 223

административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать пятнадцати суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до тридцати суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено в КоАП РСФСР совсем недавно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов,

• принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Наложение административного взыскания. Здесь существуют следующие правила. Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить наруши-

224 Глава IV Административное право

теля от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях. В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое – чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также – в возможности освобождения от административной ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

чистосердечное раскаяние виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Этот перечень является открытым, законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

§ 7 Административные взыскания 225

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,

является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах,

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

Иногда же случается, что с учетом обстоятельств проступка к правонарушителю нецелесообразно применять меры административного воздействия, но все же нельзя полностью освободить от наказания. Поэтому законодатель предусмотрел вторую возможность освобождения от административной ответственности – освобождение с передачей материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия. Решение о передаче дела для применения мер общественного воздействия может принять только орган (должностное лицо), правомочный разрешать дело об административном правонарушении Такой вид освобождения от административной ответственности не исключает возможности проступка быть преюдицией преступления, т е. совершение аналогичного проступка в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление

При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взыскание

226 Глава IV Административное право

налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Кроме того, обстоятельствами, препятствующими привлечению к ответственности, могут быть акт амнистии или помилования и др.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, которое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.

www.kursach.com

Виды административных взысканий

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика

Административное правонарушение и административная ответственность

Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

Основанием административной ответственности служит административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. (КоАП РФ). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т. д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них.

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

  • по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;
  • в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);
  • в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;
  • по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация — это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

www.grandars.ru

Это интересно:

  • Как создать федеральный закон Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 24-ФЗ "О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тверской области" Принят […]
  • Терентьев учебное пособие Теория бухгалтерского учета. Терентьева Т.В. Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине "Теория бухгалтерского учета". Раскрываются […]
  • Налоги 2010 учебники Налоги и налогообложение. Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Курск: РФЭИ; 2010. — 356 с. Учебник разработан на основе учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЯТЫЕ […]
  • Реквизиты налогов в 2014 году Реквизиты для уплаты НДС в платежке в 2016-2017 годах: как заполнять? Отправить на почту Реквизиты НДС в 2016–2017 годах в платежном поручении указываются согласно правилам, содержащимся в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н […]
  • Закон о налоге на имущество физических лиц 2003-1 от 09121991 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями […]
  • Правила поведения для группы в контакте Обсуждения Правила поведения в группе. 1 сообщение Данная тема создана в декларативных целях.Она содержит список обязательных к выполнению требований для всех посетителей официальной группы/сообщества Battlerite ВКонтакте. Нормы […]