Оглавление:

Административно-правовой статус гражданина

Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;
  2. гражданство;
  3. административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;
  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  5. административная ответственность граждан;
  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

  • Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;
  • ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
  • ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
  • ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;
  • ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;
  • ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
  • ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;
  • Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

  1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
  2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);
  3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Принципы административно-правового статуса граждан

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:

  • гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
  • иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;
  • двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
  • лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.

Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

  1. полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);
  2. частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);
  3. ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

  1. на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
  2. на поступление на государственную службу;
  3. на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;
  4. на свободу передвижения;
  5. на неприкосновенность личности;
  6. на неприкосновенность жилища;
  7. на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  8. на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;
  9. на изменение фамилии и имени;
  10. на свободу передвижения;
  11. на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;
  12. на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
  13. на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
  14. на образование;
  15. на охрану здоровья;
  16. вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;
  17. на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;
  18. на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления — это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Административная ответственность граждан

Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.

Административная деликтоспособность гражданина — способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

  1. достижение установленного законом возраста (16 лет);
  2. вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Юридические гарантии административно-правового статуса граждан

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

  • уровнем экономического развития общества;
  • признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
  • запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;
  • обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

  • уровнем политической стабильности в обществе;
  • эффективностью деятельности органов государственной власти;
  • созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
  • социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;
  • наличием многопартийности;
  • наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
  • поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно- нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

  • уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;
  • состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
  • уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

  1. нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;
  2. ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
  3. наличие юридических процедур;
  4. право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;
  5. право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;
  6. контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;
  7. прокурорский надзор;
  8. обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение — обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство — письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

be5.biz

Административно-правовой статус гражданина

Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;
  2. гражданство;
  3. административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;
  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  5. административная ответственность граждан;
  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

  • Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;
  • ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
  • ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
  • ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;
  • ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;
  • ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
  • ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;
  • Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

  1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
  2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);
  3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Принципы административно-правового статуса граждан

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:

  • гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
  • иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;
  • двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
  • лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.

Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

  1. полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);
  2. частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);
  3. ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

  1. на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
  2. на поступление на государственную службу;
  3. на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;
  4. на свободу передвижения;
  5. на неприкосновенность личности;
  6. на неприкосновенность жилища;
  7. на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  8. на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;
  9. на изменение фамилии и имени;
  10. на свободу передвижения;
  11. на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;
  12. на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
  13. на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
  14. на образование;
  15. на охрану здоровья;
  16. вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;
  17. на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;
  18. на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления — это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Административная ответственность граждан

Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.

Административная деликтоспособность гражданина — способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

  1. достижение установленного законом возраста (16 лет);
  2. вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Юридические гарантии административно-правового статуса граждан

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

  • уровнем экономического развития общества;
  • признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
  • запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;
  • обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

  • уровнем политической стабильности в обществе;
  • эффективностью деятельности органов государственной власти;
  • созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
  • социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;
  • наличием многопартийности;
  • наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
  • поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно- нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

  • уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;
  • состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
  • уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

  1. нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;
  2. ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
  3. наличие юридических процедур;
  4. право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;
  5. право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;
  6. контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;
  7. прокурорский надзор;
  8. обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение — обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство — письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

be5.biz

Электронная библиотека

Административно-правовое положение гражданина РФ является разновидностью общего правового положения личности, ее административно-правового положения, а также обладает только ему присущими правовыми особенностями. Объясняется это тем, что речь идет об особой юридической категории — гражданине РФ, лице, имеющем гражданство РФ, т. е. находящемся в устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающей в совокупности их взаимные права и обязанности (ст. 2 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Понятие административно-правового положения включает совокупность характерных и в то же время разных признаков, которые сложно охватить его кратким определением. Этим можно не только объяснить, но и оправдать то, что имеющимся в специальной литературе лаконичным определениям данного понятия сопутствуют их дополнительные пояснения. Нередко его содержание сводится главным образом к правам, свободам и обязанностям гражданина и их гарантиям, хотя этого для уяснения сути правового положения гражданина недостаточно. Данный вывод вытекает из анализа Конституции РФ. Как известно, правам и свободам человека и гражданина посвящена самостоятельная глава 2 Конституции, положения которой составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 64). Но положения Конституции РФ касаются не только перечня прав, свобод и обязанностей граждан и конкретизации их гарантий, но и условий осуществле

ния конституционных прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 17), их влияния на деятельность органов государственной власти (ст. 18), допускают возможность иметь и другие права и свободы; конкретизируют условия и пределы возможных ограничений прав и свобод граждан (ст. 55, 56), предусматривают возраст, с наступлением которого наступает полная дееспособность гражданина.

С методологической точки зрения, сказанное в полной мере относится и к пониманию административно-правового положения гражданина РФ, что, однако, предполагает необходимость выявления его сущности как самостоятельной правовой реаль-ности.

Исходным в его понимании является принадлежность лица к гражданству Российской Федерации. Хотя гражданство РФ регулируется главным образом конституционным правом, оно имеет непосредственное отношение и к административному праву, ибо немало связанных с ним вопросов составляют предмет деятельности органов исполнительной власти, например, органов внутренних дел, Министерства иностранных дел РФ, связанных с оформлением приема в гражданство РФ, его прекращением и др.

Гражданин Российской Федерации — универсальный субъект права РФ. Административное право Российской Федерации — универсальная отрасль публичного права РФ в том смысле, что регулирует отношения почти во всех сферах жизни общества. Вследствие этого на административно-правовое положение гражданина РФ оказывают влияние нормы права многих отраслей, регулирующие смежные с административным правом отношения. Приоритет норм конституционного права и «слияние» с ними норм административного права общеизвестны; с административно-правовым положением гражданина, с его реализацией нередко сопряжены также нормы других отраслей права, например, с его административной ответственностью.

Административно-правовое положение гражданина находится в его системной диалектической связи с общим и административно-правовым статусом личности в РФ. Наряду с этим административно-правовому положению гражданина Российской Фе­дерации свойственны свои особенности, касающиеся его содержания и структуры.

С этой точки зрения, административно-правовое положение гражданина РФ представляет собой систему его прав, свобод и обязанностей, закрепленную нормами административного права и их гарантий, в том числе их защиту государством и местным самоуправлением, а также отдельными институтами гражданского общества (некоторыми общественными объединениями, обществами защиты прав потребителей и др.).

Система правовых актов, регулирующих административно-правовое положение гражданина РФ, отличается множественностью.

В зависимости от объема содержащихся в правовых актах норм, касающихся административно-правового положения гражданина, различают:

а) комплексные правовые акты, включающие лишь часть норм, имеющих отношение к правовому положению гражданина РФ (КоАП РФ, Земельный кодекс РФ и др.). Такие акты занимают основной удельный вес в системе актов, регулирующих правовое положение гражданина;

б) специальные правовые акты, регламентирующие конкретные вопросы правового положения гражданина. К ним относятся: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 мая 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г.) и др.

В зависимости от принципа разделения властей различают акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы административно-правового положения гражданина регламентируются актами Президента РФ, а также актами высших должностных лиц субъектов РФ.

По юридической силе выделяют законы и подзаконные акты. При этом действует тенденция повышения законов в регулировании правового положения гражданина.

Исходя из характера компетенции органов, издающих акты, различают акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Данные акты устанавливают некоторые особенности правового положения гражданина с учетом специфики отношений в той или иной сфере или отрасли общественной жизни.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в формировании и, особенно, в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

libraryno.ru

Это интересно:

  • Закон о сертификации связи Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении шести […]
  • 572 приказ гинекология Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минздрава РФ от 01.11.2012 N 572н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРОФИЛЮ "АКУШЕРСТВО И […]
  • Доступ до реестра юридических лиц Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438"О Едином […]
  • Закон о гражданстве 1991 год Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., […]
  • Статья 28 о трудовых пенсиях в рф Как получить досрочную пенсию Мы публикуем полный текст приказа Минздравсоцразвития, определяющего порядок выхода на досрочную пенсию Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации […]
  • Литература для нотариусов Список источников и литературы Источники: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Основы законодательства РФ “ О нотариате “ от 11.02.1993 утв. 11.02.93 //(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного […]