Федеральный конституционный закон от 28 декабря 2016 года №11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Одобрен Государственной Думой 16 декабря 2016 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2001, № 51, ст. 4824; 2004, № 24, ст. 2334; 2010, № 45, ст. 5742; 2013, № 14, ст. 1637; 2014, № 11, ст. 1088) следующие изменения:

1) пункт 10 1 части первой статьи 75 изложить в следующей редакции:
«10 1 ) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления о признании оспариваемого заявителем нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации либо соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;»;

2) в статье 79:
а) часть четвертую после слов «признанный неконституционным в отдельной его части» дополнить словами «, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании»;
б) часть пятую изложить в следующей редакции:
«С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.»;

3) статью 80 изложить в следующей редакции:

«Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании вытекает необходимость устранения пробела или противоречий в правовом регулировании:
1) Правительство Российской Федерации не позднее шести месяцев после опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации, если иной срок не установлен постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 настоящего Федерального конституционного закона, вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании.
Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Верховный Суд Российской Федерации по вопросам его ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, и вносить их в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части, или в закон субъекта Российской Федерации в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации либо признанные соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.»;

4) в статье 87:
а) часть первую дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:
«1 1 ) o признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;»;
б) дополнить частью шестой следующего содержания:
«В случае признания нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании при их применении исключается любое иное их истолкование, а на последствия принятия такого постановления распространяются положения настоящего Федерального конституционного закона и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом.»;

5) статью 100 изложить в следующей редакции:

«Статья 100. Итоговое решение по делу

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из постановлений, предусмотренных статьей 87 настоящего Федерального конституционного закона. Последствия принятия указанного постановления также устанавливаются названной статьей настоящего Федерального конституционного закона.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, предусмотренное пунктом 1 1 или 2 части первой статьи 87 настоящего Федерального конституционного закона, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального конституционного закона, за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:
1) уплаченная государственная пошлина;
2) расходы на оплату услуг представителей;
3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
4) почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
5) компенсация за фактическую потерю времени.»;

6) статью 103 изложить в следующей редакции:

«Статья 103. Последствия внесения запроса

В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу приостанавливается.»;

7) статью 104 изложить в следующей редакции:

«Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений

Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации закона, оспариваемого в запросе суда, и варианты итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 86 и 87 настоящего Федерального конституционного закона.».

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

rg.ru

Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»»

Одобрен Государственной Думой 23 мая 2014 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607; N 51, ст. 4824; 2005, N 15, ст. 1273; 2009, N 23, ст. 2754; 2010, N 45, ст. 5742) следующие изменения:

1) часть первую статьи 3 дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

«5 1 ) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;»;

2) часть вторую статьи 4 изложить в следующей редакции:

«Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.»;

3) часть четвертую статьи 9 изложить в следующей редакции:

«Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.»;

а) в части первой слова «начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи» заменить словами «слушание по которому проведено с его участием»;

б) дополнить новой частью второй следующего содержания:

«Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.»;

в) часть вторую считать частью третьей;

5) часть пятую статьи 18 изложить в следующей редакции:

«Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 6, 7 или 8 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей.»;

а) в части пятой слова «от общего числа» заменить словами «от числа действующих»;

б) в части шестой слова «, не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии» исключить;

7) в пункте 4 части первой статьи 24 слова «кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата» заменить словами «кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата»;

8) в части второй статьи 30 слова «общего числа судей» заменить словами «числа действующих судей»;

9) в части третьей статьи 38 в первом предложении слова «с копиями в количестве тридцати экземпляров» заменить словами «с одной копией», второе предложение исключить;

10) часть вторую статьи 40 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон,»;

11) в части первой статьи 41 слова «, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения» исключить;

12) в части первой статьи 42 слова «месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями)» заменить словами «трех месяцев с момента регистрации обращения»;

а) в части первой:

в пункте 3 слова «предусмотренных статьей 47 1 настоящего Федерального конституционного закона» заменить словами «когда обращение направлено в соответствии с частью первой статьи 85 или частью второй статьи 101 настоящего Федерального конституционного закона в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека»;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.»;

б) часть вторую признать утратившей силу;

14) части первую и вторую статьи 47 1 изложить в следующей редакции:

«Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя — гражданина или объединения граждан.

Ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания вправе подать орган государственной власти в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом государственной власти нормативного правового акта, или заявитель.»;

15) в части второй статьи 71 слова «в пунктах 1, 2, 3, 3 1 и 4» заменить словами «в пунктах 1, 2, 3, 3 1 , 4 и 5 1 «;

16) в части четвертой статьи 72 слова «общего числа судей» заменить словами «числа действующих судей»;

17) часть первую статьи 85 дополнить словами «или вопреки официально принятому межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решению, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении соответствующего нормативного акта или договора и необходимость внесения в них изменений, устраняющих отмеченные нарушения»;

18) пункт 2 статьи 97 изложить в следующей редакции:

«2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.»;

19) статью 101 дополнить частью второй следующего содержания:

«Суд при пересмотре в случаях, установленных процессуальным законодательством, дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции Российской Федерации, обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности этого закона.».

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

rg.ru

Закон «О конституционном суде РФ»

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, который руководит судебными делами, опираясь на положения Конституции РФ.

Судопроизводство регулируется Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», который определяет:

  • полномочия;
  • порядок;
  • деятельность Конституционного суда.

В состав Конституционного суда входят 19 судей. Они назначаются Советом Федерации и одобряются Президентом Российской Федерации.

Описание закона

Федеральный закон о конституционном суде был принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1994 года, а одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

Конституционный Суд РФ независим от любых других государственных органов в следующих отношениях:

  • Материально-технических;
  • Финансовых;
  • Организационных.

Конституционный суд финансируется за счет федерального бюджета. Государственный фонд ежегодно выделяет денежные средства, необходимые для обеспечения их деятельности. Он вправе самостоятельно распоряжаться выделенными финансами. Итоговая сумма не может быть меньше по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Так же существует закон о мировых судьях. Кто к ним относится и что в их компетенции, читайте в статье:

Изменения в законе о КС РФ

28 декабря 2016 года в ФКЗ были внесены последние изменения. В частности, были внесены поправки в следующие статьи: 75, 79, 80, 87, 100, 103, 104.

Статья 75

Пункт 10.1 ст 75 настоящего закона был изменен. В нем изменилась формулировка решения КС. Если заявитель просит пересмотреть дело и у него есть все основания для этого, уполномоченное лицо возобновляет судопроизводство.

Статья 79

Ч 4 ст 79 настоящего закона была изменена. Основная суть статьи заключается в том, что каждый ранее принятый нормативный акт должен быть проверен на соответствие всех норм, которые выдвигаются Конституционным судом. В случае несоответствия нормативного акта, суд должен восполнить этот пробел и создать новый документ. Новый нормативный акт должен содержать закон об отмене предыдущего документа.

Статья 80

Ст 80 настоящего закона была полностью изменена. Она обязывает государственных органов и должностных лиц привести нормативные акты в тот вид, который соответствует нормам Конституции РФ.

Иногда нормативный акт не соответствует ранее принятому постановлению КС РФ. В этом случае ошибка в правовом регулировании устраняется путем отмены действия документа или изменения его предназначения.

Правительство РФ в течение полугода после публикации постановления КС РФ вносит в Государственную Думу проектный документ нового федерального Конституционного закона.

Статья 87

Ст 87 настоящего закона гласит о том, что в течение полугода после публикации решения КС РФ нормативный акт должен быть изменен или признан недействительным. Если в течение этого периода документ продолжает действовать, то должностное лицо или государственный орган протестует или обращается в суд с требованием о признании подобного нормативного акта недействительным.

Статья 100

Содержание ст 100 настоящего закона было полностью изменено. В случае нарушения свобод граждан и конституционных прав суд основывается на решениях, список которых перечислен в статье 87 настоящего Федерального конституционного закона.

Суд может принять решение, опираясь на пункт 1.1 или часть 2 статьи 87. В таком случае дело будет пересмотрено компетентным органом в стандартном порядке.

Граждане или группа лиц могут обратиться в КС на основании статьи 96 настоящего Федерального конституционного закона.

После рассмотрения дела им возмещаются следующие виды расходов за счет средств федерального бюджета:

  • Государственная пошлина;
  • Оплата услуг представителей в суде;
  • Оплата за проживание и проезд представителей и заявителей, список которых представлен в явке на судебное заседание;
  • Почта;
  • Денежная компенсация за утраченное время.

Статья 103

Ст 103 настоящего закона была полностью изменена. Производство по делу приостанавливается до принятия постановления КС РФ.

Статья 104

Ст 104 настоящего закона описывает варианты итоговых решений и пределы проверки. Также изучаются варианты итоговых решений при рассмотрении судебного дела.

Скачать закон о Конституционном Суде РФ

Федеральный конституционный закон описывает срок действия полномочий судьи. В частности, в статье 12 описано, что его полномочия не ограничиваются конкретным сроком. Судья вступает в должность сразу после принятия присяги. По достижению 70-летия, его полномочия прекращаются. Но все дела с его участием он обязан довести до конца.

Судебный состав судей должен составлять не менее 2/3 от общего числа судей. Если в случае увольнения или выбытия число судей будет недостаточным, уполномоченное лицо продолжит выполнять свои текущие обязанности до назначения на должность нового судьи.

Конституционный суд обязан проводить судебное заседание непрерывно. Исключением являются ситуации, в которых участникам необходимо время для подготовки к дальнейшему процессу разбирательства. Для устранения обстоятельств, препятствующих обычному ходу заседания, судье также потребуется определенное время.

Судебное заседание проводится на государственном (русском) языке. Если в качестве представителя или заявителя выступает иностранный гражданин с незнанием русского языка, ему разрешается пользоваться услугами переводчика.

Судебное заседание Конституционного Суда Российской Федерации ведется в устной форме. Уполномоченное лицо в ходе рассматриваемого дела заслушивает объяснения двух сторон, свидетелей и анализирует показания экспертов.

Конституционный Суд РФ начинает заседание после того, как председатель сообщает, какое дело подлежит к рассмотрению. Также он проверяет явку участников процесса и полномочия представителей сторон. В случае неявки одного из участников, он ставит вопрос о возможности проведения судебного заседания. В его обязанности также входит разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей, а также ответственность в случае дачи ложных показаний.

Желаете проанализировать последнюю редакцию Федерального конституционного закона с внесенными изменениями и дополнениями? Скачайте его по ссылке.

Так же предлагаем изучить основные положения 75 ФЗ о Негосударственных Пенсионных Фондах.

210fz.ru

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. N 4-ФКЗ в статью 3 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ пункт 3 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ часть первая статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 14 декабря 2015 г. N 7-ФКЗ часть первая статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 3.2

3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ часть первая статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 5.1

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального конституционного закона

base.garant.ru

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации. В случаях, если обращение:
1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.
Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

1. Положения данной статьи регламентируют начальный этап работы Конституционного Суда с поступившим обращением. Закон различает стадии, на которых с обращением работают вспомогательный аппарат — Секретариат Конституционного Суда — и сам Суд как коллегиальный орган, состоящий из независимых и равноправных судей.
Существование Секретариата Конституционного Суда и аналогичных служб в конституционных судах других стран обусловлено не только большим числом и объемом документов, требующих экспертной оценки, обработки и т.д., но и прежде всего тем обстоятельством, что в конституционные суды поступает большое число корреспонденции, содержащей обращения (просьбы, требования, жалобы), рассмотрение которых им явно не подведомственно. Для того чтобы определить это, равно как и решить, соблюдены ли заявителем требования к форме обращения, исходит ли оно от надлежащего лица и пр., изучение обращения судьями (и уж тем более всем составом Суда), как правило, не требуется — эту работу выполняет аппарат Суда.
Вот почему ст.ст. 40 и 111 настоящего Закона предоставляют Секретариату Конституционного Суда право рассматривать обращения в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.
Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшем Законе о Конституционном Суде (ст.81).
2. Часть 1 ст.40 требует обязательной регистрации поступающих в Суд обращений. Общие для всех государственных учреждений правила и техника регистрации входящих документов определяются Типовой инструкцией по делопроизводству. В Конституционном Суде действует.своя Инструкция по делопроизводству, основанная на Типовой и отражающая некоторые особенности делопроизводства именно в этом Суде.
В канцелярии Суда в обязательном порядке регистрируются не только обращения по конкретным делам, но и все без исключения входящие документы. Обычно они попадают в Суд двумя путями: по почте или на личном приеме в Приемной Конституционного Суда. Возможна передача обращения непосредственно Председателю Суда или судье, например, депутатом в кулуарах парламента. Канцелярия зафиксировать это не в состоянии. В таком случае Инструкция по делопроизводству требует уже от судьи (или его помощников) зарегистрировать документ, прежде чем с ним работать.
Регистрация осуществляется в журналах, с использованием карточек. Обращения, подведомственные Конституционному Суду, которые на определенной стадии становятся «материалами дела», ждущего рассмотрения в судебном заседании, и все этапы работы с ними судей и специалистов Секретариата регистрируются централизованно с помощью компьютера.
3. Особого внимания заслуживает ч.2 данной статьи. Она вызывала много споров в ходе работы над законопроектом и претерпела значительные изменения по сравнению с первоначальным вариантом. Подвергалась сомнению возможность предоставления Секретариату права самостоятельно отказывать заявителю в принятии его обращения к производству, поскольку это якобы было бы отказом в правосудии. Утверждалось и то, что предоставление Секретариату такого права означало бы подмену им Суда.
Секретариат не наделен правом решать и не решает дело по существу, он не оценивает, обоснованны или нет притязания заявителя. Он лишь «отсеивает» такие обращения в Суд, которые, согласно настоящему Закону, либо не являются запросами, ходатайствами или жалобами, либо являются таковыми, но в соответствии с Законом не могут быть приняты к рассмотрению по основаниям, исчерпывающе перечисленным в ч.2 ст.40.
Первое из таких оснований — явная неподведомственность обращения Конституционному Суду Российской Федерации (п.1). Секретариат не определяет это произвольно: в его распоряжении ст.125 Конституции и ст.3 комментируемого Закона, содержащие перечень подведомственных Суду вопросов.
Обилие примеров явно не подведомственных Конституционному Суду обращений дает повседневная практика его работы. За четыре с половиной года функционирования Конституционного Суда России его Секретариат получил десятки тысяч писем, заявлений, жалоб и других обращений, в которых ставились вопросы, решение которых явно относилось к компетенции других органов (пересмотр или отмена приговора или решения суда по гражданскому делу, истребование документов, отмена решений должностных лиц, наказание должностных лиц, проведение расследования, обеспечение исполнения судебных решений, оказание содействия в получении квартиры, дача разъяснений по законам и судебным решениям и многое другое).
Второе основание отклонения обращения — несоответствие его формы требованиям настоящего Закона (п.2). Эти требования изложены в гл.V Закона (см. комментарий к этой главе).
Третье основание — подача обращения ненадлежащим органом или лицом (п.З). Органы или лица, имеющие право обращаться в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой, перечислены в ст.125 Конституции, а также в ст.ст. 84, 88, 92, 96, 101, 105, 107 настоящего Закона, посвященных производству по отдельным категориям дел, поэтому, в принципе, определение «надлежащего органа или лица», как правило, не вызывает затруднений.
Однако Законом не определено, могут ли, например, родители подавать жалобу на нарушение законом прав и свобод своих несовершеннолетних детей. Не определено также, вправе ли судья суда общей юрисдикции, единолично рассматривающий дело, обратиться в Конституционный Суд в порядке ч.4 ст.125 Конституции, в которой речь идет о запросах судов. Неясно и то, сохраняет ли свою силу поступившее в Суд ранее обращение группы депутатов Государственной Думы прежнего созыва.
Отчасти подобные неясности устраняются отсылками к федеральным законам, но они пока не приняты. Что же касается запросов судов, то неясность здесь устраняется довольно легко, если обратиться к действующему процессуальному законодательству, которое трактует в качестве субъекта не суд как «коллектив судей» или «учреждение», а состав, рассматривающий то или иное дело, будь то президиум суда субъекта Российской Федерации, судебная коллегия суда, три члена суда, судья с народными заседателями, наконец, судья единолично.
Четвертое основание отклонения обращения — неуплата государственной пошлины (п.4), кроме случаев освобождения от уплаты пошлины, перечисленных в ч.3 ст.39 настоящего Закона.
4. Статья 40 в ч.2 устанавливает, что при наличии хотя бы одного из четырех перечисленных в ней оснований Секретариат «уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционной закона». Такое уведомление означает не только направление заявителю соответствующего письма, но и оставление обращения без движения.
Законодатель предоставил заявителю, получившему уведомление Секретариата о несоответствии обращения требованиям настоящего Закона, право потребовать решения Суда по этому вопросу. Будучи некоторой гарантией прав заявителя и формой контроля Суда над своим Секретариатом, эта запись на практике может привести (и уже приводит) к тому, что большинство заявителей станут оспаривать «отказные уведомления» Секретариата и Суд окажется вынужденным по каждому такому обращению принять свое решение (естественно, при наличии перечисленных выше оснований тоже «отказное»). Это в значительной мере сводит на нет функцию Секретариата как вспомогательного органа Суда и в известном смысле «фильтра» поступающей корреспонденции. Правда, в коммонтируемом Законе не сказано, что по требованию заявителя Конституционный Суд обязан принять такое решение.
Конституционный Суд все же практически во всех случаях шел навстречу заявителям, требовавшим, в соответствии с ч.2 ст.40, принятия Судом решения после «отказного» уведомления Секретариата. Число таких решений за 1995 год составляет около 60% от общей массы решений об отказе в принятии обращений к рассмотрению (см. также комментарий к ст.43).
Часть 3 ст.40 предоставляет заявителю право после устранения недостатков, указанных в пп. 2 и 4 ч.2 данной статьи, вновь обратиться в Суд.
Если же устраняются недостатки, указанные в пп.1 и 3 ч.2 данной статьи, изменяется предмет запроса (жалобы), и если с ним по просьбе заявителя обращается надлежащий орган или лицо, то это уже будет другое обращение другого субъекта, а не повторное обращение.
5. В ч.4 ст.40 Секретариату Конституционного Суда предоставлено право направлять поступившие в Суд обращения по подведомственности. Речь идет о тех случаях, когда из обращения явствует, что вопрос, поставленный заявителем и не подведомственный Конституционному Суду, с большой долей вероятности может быть разрешен другой инстанцией (прокуратурой, судом общей юрисдикции, Правительством, местной администрацией и т.д.). О направлении обращения по подведомственности обязательно извещается заявитель.

www.nashyprava.ru

Это интересно:

  • Федеральный закон 214-фз 2014 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон 307 от 30122008 г Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, […]
  • Закон об отходах производства и потребления 2013 Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Принят […]
  • Уплата штрафа коап рф Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 32.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января […]
  • Старая редакция фз об осаго Федеральный закон "Об ОСАГО" Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 […]
  • Областной закон 259 Закон Липецкой области от 27 марта 2009 г. N 259-ОЗ "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и […]