Оглавление:

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1429 настоящее постановление признано утратившим силу со дня вступления в силу Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 в наименование настоящего постановления внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896
«Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов»

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2008 г.

Во исполнение пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

2. Федеральной антимонопольной службе утвердить в месячный срок форму реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 806);

пункт 19 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

Председатель Правительства
Российской Федерации

19 декабря 2007 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 в наименование настоящих Правил внесены изменения

Правила
формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896)

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2008 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 в пункт 1 настоящих Правил внесены изменения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее — реестр).

Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее — хозяйствующий субъект).

См. справку об изменении Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на федеральном рынке России определенного товара долю более 35 процентов

2. Формирование и ведение реестра осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы (далее — антимонопольный орган).

Реестр ведется по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.

См. административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. N 6

3. Формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 в пункт 4 настоящих Правил внесены изменения

4. Включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется:

по решению Федеральной антимонопольной службы — если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом (при этом под товарным рынком Российской Федерации в целом понимается товарный рынок, географические границы которого выходят за пределы территории, где осуществляет свою деятельность соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов;

по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы — если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Сведения о хозяйствующих субъектах, входящих в одну группу лиц и осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, включаются в реестр с указанием группы лиц, в которую они входят.

О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, относящихся к сфере банковской деятельности, см. письмо ГАК РФ от 20 января 1998 г. N КП/274

5. Исключение сведений о хозяйствующем субъекте из реестра и изменение содержащихся в реестре сведений осуществляются:

по решению Федеральной антимонопольной службы — если сведения о хозяйствующем субъекте были включены в реестр по решению Федеральной антимонопольной службы;

по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы — если сведения о хозяйствующем субъекте были включены в реестр по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы.

6. Федеральная антимонопольная служба вправе отменить решение территориального органа о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения, принятое им с нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящих Правил.

7. В реестр включаются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество, место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 в подпункт «б» пункта 7 настоящих Правил внесены изменения

б) наименование производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом товара (работ, услуг), на рынках которого он имеет долю в размере более чем 35 процентов или занимает доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с указанием таких федеральных законов, кодов согласно общероссийским классификаторам или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

в) интервальное значение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

г) географические границы товарного рынка;

д) номер и дата приказа антимонопольного органа о включении в реестр сведений о хозяйствующем субъекте.

8. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции».

Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.

9. Хозяйствующий субъект вправе направить в антимонопольный орган заявление в произвольной форме о включении сведений о себе в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра и внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о нем (далее — заявление хозяйствующего субъекта). К заявлению хозяйствующего субъекта прилагаются оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, содержащие следующие сведения:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 подпункт «а» пункта 9 настоящих Правил изложен в новой редакции

а) объемы производства и (или) реализации хозяйствующим субъектом (группой лиц) товара (работ, услуг), на рынке которого он имеет (имел) долю в размере более чем 35 процентов или занимает (занимал) доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в натуральном и стоимостном выражении с указанием лиц, приобретающих более 5 процентов совокупного объема товара (работ, услуг);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063 подпункт «б» пункта 9 настоящих Правил изложен в новой редакции

б) сведения о вывозе хозяйствующим субъектом (группой лиц) товара (работ, услуг) за пределы товарного рынка, на котором хозяйствующий субъект (группа лиц) имеет (имел) долю в размере более чем 35 процентов или занимает (занимал) доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов;

в) присвоенные товару (работам, услугам) коды согласно общероссийским классификаторам или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

г) сведения о реорганизации или ликвидации юридического лица либо прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

10. Заявление хозяйствующего субъекта подлежит рассмотрению антимонопольным органом в срок, не превышающий 4 месяцев со дня его регистрации в антимонопольном органе.

11. Антимонопольный орган информирует хозяйствующий субъект, представивший заявление, о результатах анализа состояния конкуренции, проводимого в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, а также о принятом решении.

12. В случае если хозяйствующий субъект не представил указанные в пункте 9 настоящих Правил сведения или представил документы, содержащие неполную или недостоверную информацию, антимонопольный орган в письменной форме уведомляет хозяйствующий субъект об отказе в рассмотрении его заявления.

13. Основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются:

а) аналитический отчет, подготовленный:

в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;

при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией;

по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта;

по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе;

б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

14. Основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра являются:

а) аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил;

б) заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

в) решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.

15. Основаниями для принятия решения о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о хозяйствующих субъектах являются:

а) аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект;

б) документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц);

в) решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения.

16. Решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения оформляются приказом антимонопольного органа.

Копии приказа антимонопольного органа направляются хозяйствующему субъекту и в Федеральную службу государственной статистики в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

17. Решения антимонопольного органа о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются антимонопольным органом в форме выписки заинтересованным лицам по их запросу в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса. Плата за предоставление выписки из реестра не взимается.

19. Реестр ведется в электронном виде. Ведение реестра осуществляется должностными лицами антимонопольного органа, имеющими соответствующие полномочия, в условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к реестру.

В целях защиты содержащихся в реестре сведений осуществляется ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом.

20. Антимонопольный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в сети Интернет. Обновление указанных сведений на официальном сайте осуществляется не позднее 10 дней с даты принятия антимонопольным органом соответствующего решения.

В связи с принятием Федерального закона «О защите конкуренции», заменившего Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», установлен новый порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

Как и ранее, включение в Реестр сведений о хозяйствующем субъекте осуществляется независимо от места его государственной регистрации по решению ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35% на соответствующем товарном рынке РФ в целом. При этом уточняется, что под товарным рынком РФ в целом понимается товарный рынок, географические границы которого выходят за пределы территории, где осуществляет свою деятельность соответствующий территориальный орган ФАС России. В остальных случаях, т.е. если хозяйствующий субъект имеет соответствующую долю на товарном рынке одного или нескольких субъектов РФ (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган ФАС России), решение о его включении в Реестр принимается соответствующим территориальным органом ФАС России.

Исключено ранее действующее правило, согласно которому наличие доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара более 35% не должно носить краткосрочного характера, в том числе обусловленного сезонными особенностями. В то же время сведения о хозяйствующих субъектах, входящих в одну группу лиц и осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, включаются в Реестр с указанием группы лиц, в которую они входят.

Приведен перечень сведений, подлежащих включению в Реестр. Установлены основания для включения в Реестр и исключения из него сведений о хозяйствующем субъекте, а также порядок внесения изменений в указанные сведения. Сведения, содержащиеся в Реестре, предоставляются антимонопольным органом в форме выписки заинтересованным лицам по их запросу в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса. Плата за предоставление выписки из Реестра не взимается.

Прежний Порядок формирования и ведения Реестра, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154, признан утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 52 ст. 6480

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1429 настоящее постановление признано утратившим силу со дня вступления в силу Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063

base.garant.ru

Порядок формирования и ведения, правовое значение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр доминантов).

Порядок формирования и ведения реестра установлен постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержден приказом ФАС России от 17.01.2007 №6.

Реестр доминантов является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Формирование и ведение реестра осуществляют ФАС России и ее территориальные органы по форме, утвержденной приказом ФАС России от 26.03.2008 № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов».

Формирование и ведение Реестра доминантов осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения. Включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению ФАС России или ТОФАС в зависимости соответственно от превышения или не превышения географических границ товарного рынка, занимаемого хозяйствующим субъектом, пределов территории, где осуществляет свою деятельность соответствующий ТОФАС. Исключение сведений о хозяйствующем субъекте из реестра и изменение содержащихся в реестре сведений осуществляются по решению ФАС России или ТОФАС. Основаниями для принятия соответствующих решений являются аналитические отчеты, решения судов о включении (исключении или изменении) сведений.

Сведения, содержащиеся в Реестре доминантов, являются открытыми и общедоступными и предоставляются антимонопольным органом в форме выписки заинтересованным лицам по их запросу в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты получения запроса без взимания платы. Кроме того, ФАС России размещает сведения, содержащиеся в реестре, на официальном сайте ФАС России в сети Интернет.

Таким образом, реестр выполняет информационную роль. Но не только это. Факт нахождения хозяйствующего субъекта в Реестре доминантов влечет некоторые правовые последствия, побуждающие хозяйствующих субъектов к оспариванию действий антимонопольных органов по включению этих субъектов в реестр.

Так, в одном из рассмотренных споров, факт нахождения организации в Реестре доминантов, по мнению организации, является основанием для применения к ней дополнительного метода государственного регулирования и контроля, возложения дополнительных обязанностей и ограничений прав, применения согласительного порядка в осуществлении экономической и предпринимательской деятельности.

Но по мнению суда, данный довод является неправомерным. Включение в реестр хозяйствующих субъектов не несет никаких правовых последствий для компании, а в соответствии с п. 1 и 8 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35%, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896, реестр является информационным ресурсом и представляет собой базу данных, необходимых для дальнейшей работы по проведению анализа влияния хозяйствующих субъектов, включенных в реестр, на обращение товара на определенном рынке [1] .

Такая позиция суда кассационной инстанции представляется не совсем оправданной.

Например, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия: слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если одна из участвующих в процедуре организаций включена в реестр (п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции); присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если одна из участвующих в процедуре организаций включена в реестр (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

Если одно из указанных в п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются, в частности, сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом, приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем 25% голосующих акций данного акционерного общества.

В силу п. 2 Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52, разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Минюстом России в случае, если юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара.

Приказом Росстата от 04.09.2009 № 192 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов» утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 1-МОН «Сведения о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющего долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов в соответствии с Федеральным законом “О защите конкуренции” или занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов», вводимая в действие с отчета за 2009 г.

Поэтому вполне обоснованным выглядит довод о том, что факт нахождения организации в реестре является основанием и для применения к ней дополнительного метода государственного регулирования и контроля, и возложения дополнительных обязанностей и ограничений прав, и применения согласительного порядка в осуществлении экономической и предпринимательской деятельности.

При рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов (п. 13 постановления ВАС РФ № 30).

Включение в Реестр доминантов хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке (п. 12 постановления ВАС РФ № 30).

Как установлено судом [2] , антимонопольным органом принято решение и выдано предписание о прекращении нарушения, выразившегося в установлении монопольно высоких цен на аренду земельных участков, предоставляемых в пользование лицам, осуществляющим торговлю на Белогорском рынке. Сведения о привлекаемом к ответственности хозяйствующем субъекте отсутствовали в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, что не явилось препятствием для определения доминирующего положения. Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара было установлено при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и явилось основанием для последующего включения его в указанный реестр.

В этом споре при проведении анализа антимонопольным органом исследовалась товарная группа «услуги по предоставлению торговых мест на рынках для мелкорозничной торговли», в географических границах – г. Белогорск, товарные границы – предоставление торговых мест на рынке. Поскольку общество, согласно информации администрации г. Белогорска, отнесено к рынкам по розничной продаже промышленных и сельскохозяйственных товаров, антимонопольным органом расчет доли произведен на основании сведений администрации о действующих в г. Белогорске рынках. Привлекаемый к ответственности хозяйствующий субъект рассматривался в составе группы лиц, так как одно и то же физическое лицо осуществляло полномочия исполнительного органа в нем и еще в двух акционерных обществах.

Но содержащиеся в Реестре доминантов сведения могут быть полезны не только в ходе антимонопольного контроля, но и при разрешении корпоративных конфликтов. Так, при рассмотрении дела об оспаривании решения общего собрания акционеров по мотиву нарушения порядка одобрения сделки с заинтересованностью, арбитражный суд удовлетворил ходатайство миноритарного акционера о направлении в ФАС России запроса о предоставлении сведений о вхождении мажоритарных акционеров в группу лиц. Такую практику, позволяющую снять избыточные «корпоративные покровы» и обеспечить прозрачность корпоративных процедур, следует только приветствовать.

  • [1] См. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2009 по делу № А25–82/2008–5.
  • [2] См. постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2005 № Ф03-А04/05–2/4062 по делу № А04–4207/03–25/116.

studme.org

Публикации

4:0 в пользу ФАС?

Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы

Полякова_эж-Юрист_Четвертый антимонопольный пакет_10.2015

4:0 в пользу ФАС?

Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», более известный как «четвертый антимонопольный пакет», вносит существенные поправки в антимонопольное законодательство Российской Федерации. Большинство его положений вступают в силу с 5 января 2016 года. Проанализируем наиболее значимые изменения, предусмотренные указанным нормативным актом.

Злоупотребление доминирующим положением

Сводится к минимуму возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 35%. Ранее такое лицо могло быть признано занимающим доминирующее положение, если оно имело возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара и его доля превышала доли других участников рынка.

После вступления в силу «четвертого антимонопольного пакета» лицо, доля которого на товарном рынке не превышает 35%, может быть признано занимающим доминирующее положение только в случае коллективного доминирования (ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции) и в случаях, прямо предусмотренных законами. В частности, специальные пороговые значения для признания положения лица доминирующим установлены в федеральных законах от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Злоупотреблением доминирующим положением в соответствии с Законом о защите конкуренции могут признаваться не только действия, влекущие ограничение конкуренции, но и действия, которые приводят к ущемлению интересов других лиц. Поскольку такая формулировка давала простор излишне широкому и не всегда обоснованному применению положений о злоупотреблении доминирующим положением, она была скорректирована «четвертым антимонопольным пакетом». Теперь злоупотреблением доминирующим положением может признаваться только такое ущемление интересов других лиц, которое имело место в сфере предпринимательской деятельности или касалось неопределенного круга потребителей. Таким образом, исключается возможность признания злоупотреблением доминирующим положением действий, касающихся интересов отдельных потребителей.

Указанные изменения должны способствовать сокращению количества случаев привлечения к ответственности за злоупотребление доминирующим положением и дать возможность антимонопольным органам сконцентрировать свое внимание на наиболее существенных нарушениях.

Отмена ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%

После вступления в силу «четвертого антимонопольного пакета» будет прекращено ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%.

Значение указанного реестра заключалось в том, что доля хозяйствующего субъекта презюмировалась равной указанной в реестре. Кроме того, требовалось согласование с антимонопольным органом в рамках контроля за экономической концентрацией сделок, участником которых являлось лицо, включенное в реестр, вне зависимости от размера активов и выручки участников сделки.

В то же время большинство компаний, включенных в реестр, являлись представителями малого и среднего бизнеса, тогда как ряд крупнейших компаний, занимающих значительную долю определенного рынка, в реестре не числились.

Таким образом, отмена реестра будет способствовать значительному снижению административного бремени и освобождению антимонопольных органов от существенного объема технической работы.

Правила недискриминационного доступа для субъектов, занимающих доминирующее положение

Существенной новеллой является возможность утверждения правил недискриминационного доступа (ПНД) для субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном рынке и не являющихся субъектами естественной монополии. До принятия четвертого антимонопольного пакета такие правила могли устанавливаться только в отношении рынков, находящихся в условиях естественной монополии, и товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий.

ПНД могут устанавливаться актом Правительства РФ в отношении хозяйствующего субъекта, который:

– занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке с долей более 70%; и

– допустил злоупотребление доминирующим положением, что подтверждено вступившим в законную силу решением антимонопольного органа.

Целью введения ПНД является предупреждение создания дискриминационных условий. Для этого ПНД должны будут включать, в частности, перечень информации, которую должен раскрывать хозяйствующий субъект, и порядок ее раскрытия, существенные условия договоров о предоставлении доступа к товарам и (или) соответствующие типовые договоры, а также порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. В ПНД также может быть включено условие об обязательной продаже товара на торгах.

Применение ПНД существенно ограничивает свободу экономической деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта. В связи с этим против возможности применения ПНД в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение, активно выступали многие представители деловой общественности. В то же время ПНД должны обеспечивать прозрачность и равные условия доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом и предупреждать создание дискриминационных условий.

Таким образом, применение ПНД создаст двойственный эффект. Все будет зависеть от того, в какой мере Правительству РФ в каждом отдельном случае удастся обеспечить баланс между интересами субъекта, занимающего доминирующее положение, и интересами потребителей его товаров.

Соглашения, ограничивающие конкуренцию

«Четвертый антимонопольный пакет» вносит ряд изменений и в регулирование соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Во-первых, устанавливается возможность признания картелем соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном рынке («картель покупателей»).

Во-вторых, уточняются условия допустимости вертикальных соглашений. Ранее в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о защите конкуренции не могло быть признано допустимым вертикальное соглашение, если доля одной из его сторон на любом рынке превышала 20%. «Четвертый антимонопольный пакет» либерализовал указанную норму, и теперь вертикальное соглашения будет являться допустимым, если доля каждого из его участников не превышает 20% на рынке товара, являющегося предметом вертикального соглашения.

В-третьих, прямо запрещаются соглашения между заказчиками и участниками торгов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.

Создание коллегиальных органов при ФАС России

«Четвертый антимонопольный пакет» предусматривает создание коллегиальных органов при ФАС России, к компетенции которых будут относиться:

– пересмотр решений и предписаний территориальных антимонопольных органов в случае, если они нарушают единообразие в применении антимонопольного законодательства;

– дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Появление коллегиальных органов при ФАС России должно способствовать единообразному применению антимонопольного законодательства антимонопольными органами на всей территории Российской Федерации.

Расширение сферы применения предупреждений

Количество видов правонарушений, дела о которых не могут быть возбуждены антимонопольным органом до истечения срока выполнения предупреждения, значительно расширено. Раньше круг таких правонарушений включал только злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания условий договора (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) и в форме отказа/уклонения от заключения договора (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

После вступления в силу четвертого антимонопольного пакета выдача предупреждений будет обязательна также для злоупотребления доминирующим положением в форме необоснованного установления различных цен на один и тот же товар и в форме создания дискриминационных условий.

Кроме того, предупреждения должны будут выдаваться в отношении отдельных форм недобросовестной конкуренции и актов/действий органов, наделенных властными полномочиями, ограничивающих конкуренцию.

Изменения в сфере государственного контроля за экономической концентрацией

«Четвертый антимонопольный пакет» накладывает на хозяйствующих субъектов дополнительную обязанность по согласованию с антимонопольным органом соглашений о совместной деятельности, заключаемых между конкурентами, если суммарная стоимость активов их групп лиц превышает 7 млрд руб. либо суммарная выручка их групп лиц за предшествующий календарный год превышает 10 млрд руб.

Согласование обязательно только в отношении соглашений, касающихся совместной деятельности на территории Российской Федерации.

Лица, не обязанные согласовывать соглашения о совместной деятельности, вправе тем не менее направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на заключение такого соглашения.

Подобные действия в ряде случаев могут быть целесообразны, поскольку соглашения о совместной деятельности, согласованные с антимонопольным органом, не могут быть признаны ограничивающими конкуренцию.

Иные важные изменения

Закон о защите конкуренции дополняется отдельной главой, посвященной вопросам недобросовестной конкуренции. Указанная глава содержит более подробное описание форм недобросовестной конкуренции, основанное на предшествующей правоприменительной практике привлечения к ответственности за подобные нарушения. При этом понятия недобросовестной конкуренции и ее формы не претерпели существенных изменений.

«Четвертый антимонопольный пакет» прямо исключает возможность привлечения к двойной ответственности за совершение нарушения антимонопольного законодательства. Им запрещается одновременная выдача предписания о перечислении в бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, и привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, если такое предписание было исполнено.

Таким образом, «четвертый антимонопольный пакет» вносит существенные изменения в антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Ряд его положений (о правилах недискриминационного доступа, о согласовании соглашений о совместной деятельности) налагает дополнительные ограничения на хозяйствующих субъектов и ужесточает регулирование их деятельности. В то же время основная часть изменений направлена на либерализацию и обеспечение большей прозрачности и предсказуемости антимонопольного регулирования.

www.vegaslex.ru

Это интересно:

  • Ст 6 закона о судебной системе Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ"О судебной системе Российской […]
  • Приказ 309 название Приказ Федеральной таможенной службы от 2 марта 2017 г. № 309 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 14 июня 2007 г. № 725" 1. Внести в приказ ФТС России от 14 июня 2007 г. № 725 «Об утверждении Положения и Регламента работы […]
  • Кузнецова 65 волгоград суд Кузнецова 65 волгоград суд Режим работы Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда: Режим рабочего времени предусматривает пятидневную рабочую неделю (понедельник-пятница)с двумя выходными днями (суббота-воскресенье) начало […]
  • Приказ генерального прокурора по коррупции Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 июля 2015 г. № 346 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о […]
  • Приказ минрегиона 635 Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10 "Об утверждении свода правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 29 декабря 2011 г. N 635/10 ОБ […]
  • 159 закон о приватизации Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о […]