SergeChel Log

Почему можно вести фото и видео съемку чиновников и полицейских

На основании статьи 24 Конституции РФ «О правах человека и сборе и обработке информации» и комментария к статье 24 Конституции РФ:

Фотографирование людей в общественных местах осуществляется свободно:
-На пресс-конференциях (если организаторы не запрещают снимать);
-Милиционеров,пожарных,врачей,сотрудников службы спасения- при исполнении обязанностей;
-участников демонстраций,акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;
-Участников происшествий и столкновений;
-Любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью),если человек не возражает (не закрывается руками,не протестует иным образом) или прямо соглашается на съёмку.

Более того, согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) считается, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»:

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Там есть п. 3 ч. 4 ст. 8, согласно которому «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.» Сотрудники ОМОНа, других подразделений МВД, спецназ и т.п. являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, даже если он не представитель СМИ.

Отдельно про ГИБДД

Приказ по МВД от 2 марта 2009 г. N 185.
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

www.sergechel.info

Можно ли вести фото-видео-съёмку полицейских и чиновников?

С татья 26 пункт 4 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом . Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Теперь давайте разберемся, что означает формулировка «законным способом» !

На основании статьи 24 Конституции РФ «О правах человека и сборе и обработке информации» и комментария к ней:

Фотографирование людей в общественных местах осуществляется свободно:

  • На пресс-конференциях (если организаторы не запрещают снимать);
  • Милиционеров,пожарных,врачей,сотрудников службы спасения- при исполнении обязанностей;
  • участников демонстраций,акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;
  • Участников происшествий и столкновений;
  • Любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью),если человек не возражает (не закрывается руками,не протестует иным образом) или прямо соглашается на съёмку.

Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»:

  1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
  2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.

Фото-видео-съёмка сотрудников и чиновников государственных органов и организаций

Статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, «Основные принципы противодействия коррупции: — публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Более того, согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) считается, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

В соответствии с п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.» Сотрудники ОМОНа, других подразделений МВД, спецназ и т.п. являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, даже если он не представитель СМИ.

Отдельно про съемку сотрудников ГИБДД

Статья 25 Приказа по МВД от 2 марта 2009 г. N 185, предписывает: «сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Фото-видео-съёмка в магазинах и торговых центрах

Статья 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

  1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
  2. Указанная впункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Закон не ограничивает потребителя в средствах и способах фиксации информации. Запрет на съемку ограничивает права потребителя и может быть оспорен в Комиссии по правам потребителя.

Законные основания на запрет или ограничение фото и видео съемки:

Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) установлено что съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи;

Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) установлено что фото и видео съемка возможна с разрешения суда;

Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) установлено что фото и видео съемка может проводится с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;

Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 24, ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24, ч. 5).

Приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (п. 1.9.8, пп. «б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.

Актуальность статьи: 14.12.2012 21:34:55

pravoforyou.ru

Закон о видеосъемке в общественных местах

В нынешние времена развитых технологий нет человека, не увековеченного в фото- и видеоматериалах. Граждане запечатлевают личные памятные события при помощи видеосъёмки, снимаются в музыкальных клипах и кино. Если видеосъёмка производится на добровольных началах, этот процесс приятен и увлекателен. Но граждане оказываются под прицелом камер и не по собственной воле.

Порядок съемки в общественных местах по закону

Случается, что человек попадает в кадр не желая этого, а в ряде случаев и не подозревает о видеосъёмке. Чаще всего это происходит в общественных местах. Закон гласит, что претензии к оператору будут не обоснованы на основании статьи 29 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьёй, гражданин обладает правом использовать любые средства для добычи и производства информации. В том числе, ему дозволенно снимать любые материалы в общедоступных местах. Препятствовать непосредственно процессу видеосъёмки, угрожать оператору и, тем более, предпринимать физическое воздействие на него — закон не позволяет.

Видеосъемка должностных лиц

Полицейские, военные, чиновники бывают категорически против видеосъёмки. По закону, права на подобный запрет у них нет. Должностных лиц, находящихся при исполнении, фотографировать и снимать на видео можно беспрепятственно.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции», принятого 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, что в рамках антикоррупционной кампании, деятельность государственных и районных управленческих организаций должна быть прозрачной и открытой. Закон гласит, что должностное лицо, препятствующее видеосъёмке, будет привлечено к административной ответственности. Если посредством видеосъёмки запечатлелось должностное преступление данного сотрудника ( например, получение или дача взятки) или ещё каким — либо способом нарушал закон, его противодействия оператору в будущем будут расценены как препятствующие следствию.

Закон предусматривает полномочия граждан лично отслеживать качество работы и добросовестность должностных лиц. Любой человек по закону имеет абсолютное право вести видеосъёмку, наблюдая за представителями органов государственной власти, федеральных органов, членов партии и должностных лиц, когда те находятся при исполнении. Действовать таким образом гражданин может как в личных, так и в общественных интересах. Законное право скреплено пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года №2234, не потерявшего актуальность и в наше время.

Согласно постановлениям Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», представители государственных органов (МВД, спецназ) не имеют право отказать в информативном доступе к своей деятельности и налагать запрет на видеосъёмку. Это положение действующего закона не теряет актуальности, даже если заинтересованное лицо не является представителем средств массовой информации. Согласно Приказу МВД, принятому 2 марта 2009 года, сотрудник ГИПДД не уполномочен запрещать участникам дорожного движения записывать аудио- и видеоматериалы. Запрет на видеосъёмку по закону может иметь место в случае наличия такового в действующем законодательстве РФ. Если запрет существует на законодательном уровне, сотрудник ГИПДД обязан проинформировать об этом гражданина, производящего видеосъёмку. Выписывание в данном случае штрафа и агрессивное препятствие видеосъёмке со стороны сотрудника — недопустимое превышение должностных полномочий.

Читайте так же положения закона об ОРД.

Закон о видеосъемке физических лиц

Как было сказано выше, Конституцией Российской Федерации не возбраняется видеосъёмка любого человека, даже без его личного согласия, если видеосъёмка была произведена в общественном месте. Гражданский кодекс таким же образом защищает права на сбор подобного рода информации.

В общественных местах разрешена как профессиональная, так и любительская видеосъёмка. На организацию видеосъёмки имеют право журналисты и рядовые граждане. Фотографии или видео человека, сделанные в месте общественного препровождения, не могут расцениваться законом, как посягательство на тайны частной жизни гражданина. Получившая и опубликовавшая подобные материалы личность не может быть привлечена к ответственности, даже в случае действительного желания навредить репутации гражданина, снятого на видео.

Видеосъёмка детей до 14 лет подчиняется тем же законам. Фотографировать и снимать на видео ребёнка можно, но есть риск столкнуться с недопониманием со стороны родителей. Самостоятельное согласие на видео- и фотосессии несовершеннолетний гражданин может дать только с 14 лет.

Закон о запрете видеосъёмки в музеях, театрах и на концертах — не более, чем миф. Снимать людей на фоне произведений искусства, являющегося объектом авторского права, допустимо, если данная работа не является основной целью съёмки. Совершая видеозапись полного концерта или спектакля и его участников в личных некоммерческих целях, гражданин, с точки зрения закона, ничем не рискует.

Когда действует запрет?

В действительный Гражданский Кодекс Российской Федерации 18 декабря 2006 года Федеральным Законом N 230- ФЗ была введена ст. 152.1 «Охрана изображения человека». Согласно тексту статьи, закон ставит под запрет личное или коммерческое использование видео при отсутствии письменного разрешения фигурирующих в нём граждан.

Закон о запрете видеосъёмки без согласия не распространяется на видео, которое:

  • было создано в интересах государства;
  • является частью новостного блока;
  • указанный гражданин не является основной целью видеосъёмки, его лицо попало в кадр случайно;
  • получено на массовых мероприятиях, таких как концерт, забастовка и т. д.;
  • является материалом о сотрудниках полиции при исполнении.

Существует ряд положений, запрещающих снимать на видео людей и объекты в следующих местах:

  • В зданиях суда, исправительных учреждений (Арбитражный процессуальный кодекс, ст. 11, ч. 7);
  • На заседаниях Госдумы, если таковые не являются открытыми;
  • На военных и других стратегических объектах;
  • В пунктах таможенной и пограничной службы в пределах 5 км от границы, согласно приказу ФСБ Российской Федерации от 10 сентября 2002 года.

Видеосъёмка в указанных местах может осуществляться только с разрешения уполномоченных лиц.

Закон не предусматривает наказания за видеосъёмку в общественных местах. Согласно Конституции РФ, гражданин, собирающий видеоматериалы в местах, открытых для общего пользования, не внедряется в личную жизнь других граждан.

Однако, если полученная видеозапись каким-то образам порочит, унижает или оскорбляет фигурирующего на ней человека, этот гражданин вправе требовать изъятия видео из общего доступа. В некоторых случаях, когда можно доказать намеренное собирание информации о конкретной личности с целью опорочивания, можно привлечь инициатора к уголовной ответственности по статье 138 УК РФ. Для этого нужно обратиться с заявлением в местное отделение полиции.

Читайте последнюю редакцию ФЗ о защите персональных данных, чтобы узнать больше информации о данном вопросе.

210fz.ru

Основные вопросы и юридические документы, разрешающие/запрещающие/ограничивающие права на съемку видео и фотокамерой!

Фото Идея решила ознакомить Вас, дорогие Фотографы, немного с законодательством, а именно с теми пунктами , которые важны для Вас!

Ознакомиться с законами нужно.. А вот соблюдать их или придумать, как обойти — это ваше решение!

Так уж заведено, что мы любим фотографировать всё и везде. И фотографируем зачастую там , где фотографировать нельзя. Что поделать: это любовь к увиденному, многие и вовсе не подозревают, что и почему фотографировать НЕЛЬЗЯ по закону.

1.Какие документы в РФ являются основными, при решении о возможности/невозможности проводить фотосъемку

  • Важнейший документ, имеющий отношение к фотосъемке – это Конституция РФ, в частности та ее часть, в которой для каждого гражданина России закреплено «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (статья 29 Конституции РФ);
  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1″О защите прав потребителей».

  • Конституция РФ позволяет производить съемку практически любого объекта, если доступ к ним не ограничен федеральными законами. Основные ограничения связаны не со съемкой тех или иных объектов, а с использованием и обнародованием результатов съемки.
  • Запреты на фотосъемку со штативом и вспышкой:

    Конституционные права гражданина не запрещают ему собирать информацию любым удобным ему способом. Поэтому в каких бы целях не велась фотосъемка, если вспышка и штатив не создают помех и не угрожают безопасности окружающих, то других запрещающих актов, для этого нет. На стороне фотографа Конституция РФ и Закон «О защите прав потребителей». Единственный правомочный запрет на использование фотовспышки могут вводить музеи в связи с неудовлетворительным состоянием некоторых экспонатов.

    Законодательство СССР:

    Часто запрет на фотосъемку традиционно сохраняется еще с советских времен. На поверку чаще всего оказывается, что законы советского времени уже не действуют, потому что эти сферы регулируются новыми российскими законами. Но бывают и исключения, поэтому в подобных случаях нужно разбираться с каждой конкретной ситуацией.

    2.Съемка людей

    Фотосъемка человека и охрана изображения гражданина

    Охрана изображения гражданина регламентируется статьей 152.1. Гражданского кодекса РФ. Но данный закон вводит ограничения не на фотосъемку людей, а на дальнейшее использование полученных изображений. Согласно данному закону, обнародовать изображение человека можно лишь с его письменного согласия. Но тут есть некоторые исключения. Использовать фотографии людей без их согласия можно в публичных, государственных или в общественных интересах (новостные сюжеты и т.п.). Также возможно обнародовать фотографии без согласия, изображенного на нем человека, если он не является «основным объектом» съемки, проще говоря, «случайно попал в кадр».

    Фотосъемка человека и права на неприкосновенность частной жизни:

    Многие считают, что фотосъемка человека без его согласия нарушает его права на неприкосновенность частной жизни. Но если съемка ведется в общественном месте, говорить о тайне частной жизни весьма сложно. Хотя данное понятие весьма относительно: то, что кажется тайным объекту съемки, фотографу может показаться общественной жизнью. В общем, привлечь к ответственности за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни фотографа в таких случаях практически невозможно.

    2.Съемка в общественных учреждениях, ресторанах, магазинах, офисах

    Фотосъемка этикеток товаров, ценников, товарной выкладки:

    В тех случаях, когда владельцы магазинов запрещают производить съемку выкладки товаров, ценников и другой подобной информации, и говорят о том, что данная информация является коммерческой тайной, это вообще не выдерживает элементарной критики. Цены на товары, равно как и выкладка – это общедоступная информация, которая не может составлять никакой тайны. Более того, сокрытие данной информации – прямое нарушение Закона «О защите прав потребителей».

    • Съемка в заведениях по услугам общественного питания:

    Владелец подобных заведений, согласно «Правилам оказания услуг общественного питания“ (утв. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036) может самостоятельно устанавливать в своем заведении правила поведения посетителей. Но эти правила не должны вступать в противоречие с законами РФ. Ограничение и запрет фотосъемки нарушает ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и противоречит Конституции РФ.

    Подобные запреты становятся правомерными только в том случае, если фотосъемка угрожает безопасности и мешает другим посетителям.

    • Запрет собственника кафе, магазина, бара, офиса:

    Вводя запрет на фотосъемку на территории кафе, магазинов, ресторанов, бизнес-центров и т.п. собственник путает понятие «сбор информации» и «пользование и распоряжение имуществом». Согласно закону об информации, фотосъемка никак не ущемляет права собственника на использование его имущества, как то: передавать, дарить, отчуждать, сдавать в залог и т.п. Таким образом, ссылка на статью 209 Гражданского кодекса РФ, со стороны собственника в данном случае ошибочна и неправомерна.

    К тем же законодательным актам апеллируют владельцы магазинов и компаний, работающих в сфере услуг, когда запрещают проводить съемку в торговых залах. Мало того, что такой запрет не подкрепляется никакими нормативными документами, он еще и нарушает Закон «О защите прав потребителей». Данный закон обязывает продавца предоставлять покупателям исчерпывающую информацию о товарах и особенностях оказания услуг. А как фиксировать эту информацию, покупатель вправе выбирать сам: запоминать, фотографировать или записывать.

    Съемка, объектов охраняющихся законом об авторских правах

    Общие положения:

    Любое произведение, охраняемое авторским правом, если оно находится в открытом для свободного посещения месте, фотографировать можно (ст. 1276 Гражданского кодекса РФ). Нельзя снимать такое произведение в качестве основного объекта съемки. Запрещено коммерческое использование снимков произведений, охраняемых авторским правом. Такой запрет налагается как на снимки, где предмет является основными, так и не основным объектом съемки.

    Т.е. если «авторский» объект случайно попал в кадр, коммерческое использование таких кадров запрещено. Помните, также закон однозначно запрещает делать «экранные копии» фильмов и в личных целях, и с целью коммерческого использования (п.1, пп.5 статьи 1273 ГК РФ).

    • Фотосъемка вывесок, логотипов, товарных знаков:

    Магазины и общественные учреждения вводят запрет на фотосъемку фасада здания, считая, что этим фотограф нарушает права владельца товарного знака. Но даже если логотип попадает в кадр, стоит знать, что фотосъемка логотипа и использование товарного знака – это вещи совершенно не связанные между собой. Статья 1484 ГК РФ гласит, что использование товарного знака – это его использование для идентификации товаров, работ или услуг в рекламе или непосредственного на товаре/упаковке. Простое фотографирование ни в коем случае данный закон не нарушает и не ущемляет прав собственника товарного знака.

    • Страницы книг в библиотеке

    Согласно статье 1273 ГК РФ фотографировать страницы книг своим фотоаппаратом не запрещено. Нарушением авторских прав можно считать лишь полное копирование нот или книги целиком с целью их дальнейшей распечатки и коммерческого использования.

    Библиотеки часто запрещают создавать такие копии, вынуждая читателей использовать библиотечную копировальную технику, что является прямым нарушением статьи 16 Закона «О защите прав потребителей», и называется «навязанной услугой».

    Съемка стратегических государственных объектов, общественного транспорта, самолетов, метро

    Съемка железной дороги:

    Запрещающим съемку железной дороги и железнодорожных объектов является документ ОАО РЖД № 1693p от 12 марта 2004 г. «Положение о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО „РЖД “(Такого документа в Консультанте не обнаружено есть Распоряжение ОАО «РЖД» от 18.07.2008 N 1513р «Об утверждении Положения о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» однако в нем отсутствует столь категоричный запрет).

    Но в Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 запрета на фото — и видеосъемку не вводится. Поэтому распоряжение РЖД нельзя рассматривать как руководство к действию, к тому же оно не запрещает проводить съемки для личных целей, а также съемки в общественных местах – вокзалах, станциях и остановках и т.п. Запреты касаются коммерческой съемки, а также съемки для новостей, фильмов и т.п.

    В личных целях снимать можно везде, если фотограф при этом не создает опасности движения.

    Фотосъемка с борта самолета:

    В данный момент вопрос фотосъемки регулируется разделом VII (п.п. 7.12–7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года №128. Запретов на любительскую фотосъемку с борта самолета в данном документе не содержится. Данный документ регламентирует лишь «дистанционное зондирование земли», а под этим термином понимают обычно спутниковую фотосъемку земли с помощью специального оборудования.

    Не забывайте о том, что во время взлета и посадки в самолете запрещено использовать электронные приборы, а вот дополнительные ограничения на съемку, которые вводят некоторые авиакомпании нарушают права потребителей.

    Фотосъемка в метро:

    Метро, являясь общественным местом, а не стратегическим государственным объектом, ничем не отличается от других общественных учреждений, в которых не запрещена фотосъемка. Запреты тут может вносить только Правительство. Таким образом, все запреты на фотосъемку в метро неправомерны и она может проводиться, если не нарушает движения и не создает опасности.

    • Съемка объектов, являющихся государственной тайной:

    Чтобы понять, что можно, а что нельзя снимать, стоит разобраться с тем, какие объекты могут быть предметом государственной тайны. Чтобы иметь законную возможность отнесения объекта к предмету государственной тайны, он должен пройти процедуру засекречивания, которая описана в законе «О государственной тайне». В этом же документе можно найти список сведений, которые составляют государственную тайну. Кроме того, объект нужно еще и процессуально отнести к секретному на основании экспертной оценки, в результате чего на объект наносят соответствующий гриф секретности.

    Если объект такого грифа и соответствующих пометок не имеет, значит, он не составляет государственной тайны, и может быть беспрепятственно сфотографирован на общих основаниях, в соответствии с конституционными правами граждан РФ и с вышеназванными нормативными актами об информации и правах потребителей.

    Памятники культуры, музеи, важные мероприятия

    • Фотосъемка на Красной площади и у Кремля:

    Данный вопрос регулируется законом «О государственной охране»: в нем и дополнительных документах (Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» Указ Президента от 7 августа 2004 г. „Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации“ (п. 11, пп. 5. может быть п.14,пп40?)) прямого указания о запрете проводить фотосъемку на Красной площади не содержится, но возможно, подобные запреты есть в более поздних поправках и приложениях к документу.

    Правила фотосъемки на территории Кремля содержатся в Приказе ФСО РФ от 18.10.2001 N 336 «Об утверждении Правил посещения Московского Кремля» Согласно изменениям, внесенным в документ Приказом ФСО РФ от 21.01.2008 N 14 , были сняты ограничения с размеров фотоаппаратов, на которые требовалось разрешение. На сегодняшний день, разрешение на фотосъемку следует получать в двух случаях: во время подготовки и проведения охранных мероприятий, а также если съемка проводится для тиражируемой продукции. Для получения разрешения необходимо подать заявку в ФСО, где она должна быть рассмотрена в течение трех дней.

    • Съемка на избирательных участках:

    Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дает прямое разрешение проводить фотосъемку представителям СМИ и не имеет запретов для такой съемки и другим категориям граждан. Таким образом, права на стороне фотографа и отсутствие запрета в законе может быть аргументом при возникновении споров.

    Фотосъемка в музеях:

Многие музеи вводят плату за возможность фотосъемки, но при этом никаких государственных нормативных актов для этого нет. Давайте же разберемся, что в действительности имеет право разрешать и запрещать музей. В РФ существует Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Этот закон закрепляет за музеями право на публикацию экспонатов, находящихся в их фондах. Согласно этому же закону, музей имеет право запретить коммерческое использование фотографий экспонатов, а также выпуск сувениров с изображением экспонатов, логотипом музея, и других объектов, которые находятся на территории музея. Также согласно статье 1337 ГК РФ, музеи имеют «Право публикатора», которое закрепляет за ними право первой публикации экспонатов и музейных коллекций (данный вывод из названной статьи не следует).

Все это относится ко всем экспонатам и объектам, независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом.

Таким образом, сам факт фотосъемки никоим образом не ущемляет права музея. Запреты могут касаться лишь публикации или использования изображений в коммерческих целях.

Ограничивать доступ к экспонатам музеи могут лишь в случае, когда их состояние неудовлетворительное, или же они находятся в хранилище или на реставрации. Ввод музеями платы за фотосъемку с точки зрения закона неправомерен, но насколько целесообразно настаивать на своих правах в каждом конкретном случае, решайте сами.

Фотосъемка работников органов МВД, ГИБДД при исполнении своих обязанностей.

  • Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает для государственных органов принцип информационной открытости. Это значит, что граждане имеют полное право контролировать деятельность государственных органов, должностных лиц, а также фиксировать принимаемые ими решения в письменной форме или при помощи технических средств.
  • Приказ МВД от 2 марта 2009 г. №185 „Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» позволяет гражданам фиксировать разговор с сотрудником ГИБДД и запрещает сотруднику препятствовать записи разговора при помощи технических средств.

Места, объекты и лица, запрещенные к фотосъемке или требующие специального разрешения

В зданиях судов и исправительных учреждений фотосъемка запрещена однозначно, и запреты зафиксированы в соответствующих процессуальных кодексах, имеющих силу федеральных законов:

Съемка судебного процесса может быть разрешена только председательствующим судьей или судом.
Судебный процесс об административных правонарушениях разрешается снимать с разрешения судьи, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
— Съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, может проводиться лишь с письменного согласия самих осужденных.
Объекты, обеспечивающие безопасность и охрану осужденных, можно снимать с письменного разрешения администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.
— Следующий запрет актуален для детективов, которым в служебных или иных помещениях вести фото-, видео- киносъемку без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц запрещено.
Запрещено проносить съемочную технику и использовать ее на закрытых заседаниях Государственной Думы
— Запрещено фотографировать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей
— Запрещена съемка на территории объектов Федеральной таможенной службы
— В здание Госстроя запрещено вносить съемочную технику для личного пользования, в остальных случаях необходимо письменное разрешение.
Запрещено проносить съемочную аппаратуру и производить съемку на территории Министерства топлива и энергетики РФ.
— Запрещена съемка пограничных нарядов и пограничных объектов в пределах пяти километров вдоль государственной границы без письменного разрешения начальника пограничного управления ФСБ.
— Запрещено проносить съемочную технику и производить съемку и аудиозапись на территории Ространснадздора без специального разрешения.

fotokto.ru

Это интересно:

  • Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1991 Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I"О предприятиях и предпринимательской […]
  • Закон о гражданстве 1991 год Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., […]
  • Закон о сертификации связи Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении шести […]
  • Пенсия в фсб россии Пенсия за выслугу лет военнослужащим Вопрос про выплату пенсии военнослужащим. Я служу в ФСБ. Мне 31 год. Выслуга на данный момент составляет без малого 15 лет (с учетом учебы в военном вузе). Если я уволюсь по окончании контракта […]
  • Приказ минздрава 314 Приказ Минздрава РФ от 09.08.01 № 314 "О порядке получения квалификационных категорий". МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 9 августа 2001 г. № 314 О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ В […]
  • Ярославские воры в законе Ярославль бандитский Вор в законе Юрий Пачуашвили — Пачуна Первые группировки появились в Ярославле, как и везде, в конце 80-х годов. Это были спортсмены-борцы — в Ярославле очень сильная школа классической борьбы. Спортсмены быстро […]