Служебная поездка: как заполнять путевой лист?

Служебная поездка: как заполнять путевой лист?

В деятельности организации используются собственные служебные автомобили и автомобили сотрудников. При заполнении путевых листов нужно ли указывать информацию о месте отправления и назначения?

Согласно устоявшемуся мнению уполномоченных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/[email protected], от 30.12.2009 N 16-15/139308), документом, подтверждающим расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, является путевой лист.

Типовые формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление N 78).

До 1 января 2013 года эти формы носили обязательный характер только для автотранспортных организаций. Если же организация не являлась автотранспортной, то она вправе была разработать свою форму путевого листа, содержащую реквизиты первичного учетного документа, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214).

Кроме того, по мнению контролирующих органов (письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308), путевой лист, как документ, подтверждающий расходы на приобретение ГСМ, должен был содержать также обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Правилам оформления первичных документов посвящена ст. 9 Закона 402-ФЗ. Этой статьей установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом частью 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ определено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, с 1 января 2013 года обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов упразднена.

Вместе с тем, как указано в информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

В связи с этим считаем, что на сегодняшний день остается неизменным требование соблюдать обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, содержащиеся в Приказе N 152 (часть 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ).

Поэтому форму путевого листа следует утвердить в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 Учетная политика). При этом данная форма должна содержать все реквизиты, приведенные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и в разделе II Приказа N 152. Включение в форму всех остальных реквизитов — это право, а не обязанность организации.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, такими реквизитами являются:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  7. подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

А в разделе II Приказа N 152 установлены реквизиты:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе.

Информацию о месте отправления и назначения содержат типовые формы путевых листов, утвержденные Постановлением N 78. Однако среди обязательных реквизитов, перечисленных выше, такая информация отсутствует.

Получается, что указание данной информации в путевых листах не является обязательным (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 29.02.2012 N Ф05-653/12 по делу N А40-63465/2011, от 12.11.2010 N КА-А40/13642-10 по делу N А40-10103/10-140-109, от 30.12.2010 N КА-А40/16200-10-Б по делу N А40-18485/09-142-85).

Вместе с тем информация о месте отправления и месте назначения является информацией, указывающей на производственный характер использования автомобиля (поездка в банк, на переговоры к контрагенту и т.п.). Отсутствие таких реквизитов в утвержденной организацией форме путевого листа приведет к тому, что подтвердить экономическую обоснованность затрат в том числе в целях налогообложения прибыли (ст. 252 НК РФ) организация не сможет (смотрите также письма контролирующих органов (Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 14.11.2006 N 20-12/100253) и судебную практику (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 N Ф04-1869/12)).

В связи с этим считаем, что реквизиты «Место отправления», «Место назначения» в путевом листе должны присутствовать.

Что касается заполнения данных реквизитов, то, как было сказано выше, унифицированные формы путевых листов и указания по их заполнению утверждены Постановлением N 78. Однако о том, как заполнять графы «Место отправления», «Место назначения», в Постановлении N 78 не сказано.

Согласно разъяснениям Федеральной службы государственной статистики, изложенным в письме N ИУ-09-22/257 от 03.02.2005, в части описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, делается запись по всем пунктам следования автомобиля. Такие же разъяснения дает и Минфин России, например, в письме от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117.

Конкретных рекомендаций о том, что должно содержаться в графах «Место отправления», «Место назначения», ни один нормативно-правовой акт не содержит.

Из анализа судебной практики следует, что налоговые органы нередко полагают, что в путевых листах должен быть указан конкретный адрес пункта назначения. Суды иногда соглашаются с налоговиками (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 по делу N А33-10451/2009, ФАС Центрального округа от 05.03.2007 N А14-15515/2005/631/34), но чаще указывают, что для подтверждения производственного характера затрат достаточно указать только пункт отправления и назначения (например, по району), а не конкретный адрес (смотрите, например, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 16АП-3660/11, ФАС Поволжского округа от 13.05.2010 по делу N А55-14780/2008, Северо-Западного округа от 21.01.2010 по делу N А56-30777/2009 и другие).

Таким образом, информация о месте отправления и месте назначения в путевом листе должна указывать на производственный характер использования автомобиля (как принадлежащего самой организации, так и ее сотрудникам). Указание конкретного адреса не является обязательным, но наличие такой информации наверняка убережет организацию от возможных претензий со стороны налоговых органов.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

www.buhgalteria.ru

Информация Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)»

Информация Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012
«О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)»

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ), и в отношении организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора*, кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации) сообщает следующее.

Правила ведения бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ.

При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ.

Первичные учетные документы

Формы первичных учетных документов

Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов**.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Факты хозяйственной жизни, оформляемые первичными учетными документами

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 Федерального закона N 402-ФЗ, не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами

В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» второй абзац части 3 статьи 9 этого Федерального закона не подлежит применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами в соответствии и на основании законодательства Российской Федерации. В частности, Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа

Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. Включенные в этот перечень реквизиты по составу и содержанию тождественны обязательным реквизитам первичного учетного документа (включая документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), предусмотренным частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации, др.).

Регистры бухгалтерского учета

Формы регистров бухгалтерского учета

Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.

Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта**.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Объекты бухгалтерского учета, регистрируемые в регистрах бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, не подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета несуществующие объекты, отражаемые в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни), в также объекты, отражаемые в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе лежащие в основе притворных сделок). Указанное не относится к резервам, фондам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и расходам на их создание.

Счета бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Основа составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.

В связи с тем, что согласно статье 32 Федерального закона N 402-ФЗ этот Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта за 2012 г. необходимо иметь в виду, что:

а) в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах;

б) в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, второго абзаца пункта 6 и второго абзаца пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности;

в) в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. представляется в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;

г) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 4 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжают применяться пункты 6 и 37 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н;

д) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пункт «г» части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности;

е) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пункт «д» части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н. При этом предусмотренная этим разделом информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

ж) исходя из законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (в частности, части 5 статьи 22 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности») предусмотренные этим законодательством сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Правила составления отчета о финансовых результатах

Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, в отношении составления отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах применяются правила составления соответственно отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ.

Подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.). Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.

При этом согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта; причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра.

В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

Адреса представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.), за исключением представления в соответствии со статьей 18 этого Федерального закона обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта (в порядке, утверждаемом Росстатом).

Адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (помимо органов государственной статистики), а также сроки и порядок такого представления устанавливаются другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. Например:

а) в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность;

б) в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовой бухгалтерской отчетности общества;

б) в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых бухгалтерских балансов общества;

в) в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность унитарного предприятия.

Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

б) в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.

При этом согласно части 10 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность

Исходя из части 4 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ с 1 января 2013 г. промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин России, Банк России). Например, необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловливается тем, что:

а) в случаях, установленных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;

б) в случаях, установленных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.

Исходя из статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 г. квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля.

* Организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

** Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форму книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н).

1 января 2013 г. вступает в силу Закон о бухучете. Разъяснены некоторые моменты.

До утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухучета, предусмотренных этим законом, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными органами до 1 января 2013 г. Они действуют в части, не противоречащей закону.

С указанной даты формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению. Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. Последним также определяются состав этих документов и перечень лиц, имеющих право их подписывать. Организация при необходимости может включить в первичный учетный документ дополнительные к обязательным реквизиты.

Разъяснены основы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, кем она подписывается, как утверждается, по каким адресам представляется, как публикуется. Уточняется, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г. составляется уже по новым правилам. Начиная с 1 января 2013 г. квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется.

Информация Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)»

Текст Информации приводится в соответствии с публикацией на официальном сайте Минфина (www.minfin.ru)

Текст информации опубликован в бухгалтерском приложении к газете «Экономика и жизнь» от 21 декабря 2012 г. N 50, в журнале «Документы и комментарии», январь 2013 г. N 1, в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 29 января 2013 г. N 3, в журнале «Московский бухгалтер», март 2013 г., N 3

base.garant.ru

Закон о бухгалтерском учете: разъяснения Минфина

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ), вступившего в силу 1 января 2013 г., экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет, если иное не установлено этим Законом.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено федеральными стандартами.

Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ, установлен ч. 2 ст. 6 этого Закона. При этом организации, применяющие УСНО, в этот перечень не включены. Исходя из этого организации-«упрощенцы» с 1 января 2013 г. должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Об этом еще раз напомнили представители Минфина в Письме от 23.10.2012 N 03-11-09/80.
На сегодняшний день возникает много вопросов по практическому применению положений Федерального закона N 402-ФЗ. Представители Минфина выпустили Информацию N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ-10/2012)», где разъяснили отдельные положения нового Закона. Мы обобщили их в таблице.

Нормы Федерального закона
N 402-ФЗ

Правила ведения бухгалтерского учета

До утверждения органами
государственного
регулирования бухгалтерского
учета федеральных и
отраслевых стандартов,
предусмотренных настоящим
Законом, применяются правила
ведения бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской
отчетности, утвержденные
уполномоченными федеральными
органами исполнительной
власти и Банка России до дня
вступления в силу
Федерального закона N 402-ФЗ
(ч. 1 ст. 30)

Указанные правила ведения бухгалтерского
учета и составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности применяются в части,
не противоречащей Федеральному закону
N 402-ФЗ

Первичные учетные документы

Формы первичных учетных
документов утверждает
руководитель экономического
субъекта по представлению
должностного лица, на
которое возложено ведение
бухгалтерского учета (ч. 4
ст. 9)

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных
документов, содержащиеся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной
документации, не являются обязательными к
применению. Вместе с тем обязательными к
применению продолжают оставаться формы
документов, используемых в качестве
первичных учетных документов, установленные
уполномоченными органами в соответствии и на
основании других федеральных законов
(например, кассовые документы).
Руководителем экономического субъекта
определяется также состав первичных учетных
документов, применяемых для оформления
фактов хозяйственной жизни экономического
субъекта, и перечень лиц, имеющих право
подписи первичных учетных документов.
Для ведения бухгалтерского учета могут
использоваться формы первичных учетных
документов и регистров бухгалтерского учета,
разработанные экономическим субъектом
самостоятельно, предусмотренные принятыми
органами негосударственного регулирования
бухгалтерского учета рекомендациями в
области бухгалтерского учета, а также иные
рекомендованные формы (например, формы
первичных учетных документов, содержащиеся
в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации,

форма книги (журнала)
учета фактов хозяйственной деятельности,
упрощенные формы ведомостей учета имущества,
предусмотренные Приказом Минфина России от
21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по
организации бухгалтерского учета для
субъектов малого предпринимательства»).
Формы первичных учетных документов,
применяемые для оформления фактов
хозяйственной жизни экономического субъекта,
должны быть утверждены руководителем этого
экономического субъекта.
После 31 декабря 2012 г. порядок подписания
документов, которыми оформляются операции с
денежными средствами, продолжает
регулироваться нормативными правовыми
актами, утвержденными уполномоченными
органами в соответствии и на основании
законодательства РФ, в частности Положением
о порядке ведения кассовых операций с
банкнотами и монетами Банка России на
территории Российской Федерации,
утвержденным Банком России 12.10.2011
N 373-П, Положением о правилах осуществления
перевода денежных средств, утвержденным
Банком России 19.06.2012 N 383-П

Каждый факт хозяйственной
жизни подлежит оформлению
первичным учетным документом
(ч. 1 ст. 9)

Исходя из данной нормы, а также с учетом
ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 402-ФЗ не
должны приниматься к бухгалтерскому учету
документы, которыми оформляются не имевшие
место факты хозяйственной жизни, в том числе
лежащие в основе мнимых и притворных сделок

Обязательными реквизитами
первичного учетного
документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления
документа;
3) наименование
экономического субъекта,
составившего документ;
4) содержание факта
хозяйственной жизни;
5) величина натурального и
(или) денежного измерения
факта хозяйственной жизни с
указанием единиц измерения;
6) наименование должности
лица (лиц), совершившего
(совершивших) сделку,
операцию и ответственного
(ответственных) за
правильность ее оформления,
либо наименование должности
лица (лиц), ответственного
(ответственных) за
правильность оформления
свершившегося события;
7) подписи лиц,
предусмотренных

п. 6
настоящей части, с указанием
их фамилий и инициалов либо
иных реквизитов, необходимых
для идентификации этих лиц
(ч. 2 ст. 9)

Включенные в этот перечень реквизиты по
составу и содержанию тождественны
обязательным реквизитам первичного учетного
документа (включая документы, составленные
по формам, содержащимся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной
документации), предусмотренным

п. 2 ст. 9
Федерального закона N 129-ФЗ.
Законодательством РФ о бухгалтерском учете
не установлены какие-либо ограничения на
включение в первичные учетные документы
дополнительных к обязательным реквизитов.
Включение дополнительных к обязательным
реквизитов в первичный учетный документ
осуществляется организацией при
необходимости (в связи с характером факта
хозяйственной жизни, оформляемым данным
документом, требованиями нормативных
правовых актов, потребностями управления,
технологией обработки учетной информации и
др.)

Регистры бухгалтерского учета

Формы регистров
бухгалтерского учета
утверждает руководитель
экономического субъекта по
представлению должностного
лица, на которое возложено
ведение бухгалтерского учета

(ч. 5 ст. 10) .
Обязательными реквизитами
регистра бухгалтерского
учета являются:
1) наименование регистра;
2) наименование
экономического субъекта,
составившего регистр;
3) даты начала и окончания
ведения регистра и (или)
период, за который составлен
регистр;
4) хронологическая и (или)
систематическая группировка
объектов бухгалтерского
учета;
5) величина денежного
измерения объектов
бухгалтерского учета с
указанием единицы измерения;
6) наименования должностей
лиц, ответственных за
ведение регистра;
7) подписи лиц,
ответственных за ведение
регистра, с указанием их
фамилий и инициалов либо
иных реквизитов, необходимых
для идентификации этих лиц
(ч. 4 ст. 10)

С 1 января 2013 г. формы регистров
бухгалтерского учета, утвержденные
федеральными органами исполнительной власти,
до вступления в силу Федерального закона
N 402-ФЗ не являются обязательными к
применению. Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 10
Федерального закона N 402-ФЗ руководителем
экономического субъекта определяется также
состав регистров бухгалтерского учета,
применяемых для регистрации и накопления
данных, содержащихся в первичных учетных
документах экономического субъекта.
Формы регистров бухгалтерского учета должны
быть утверждены руководителем этого
экономического субъекта

Данные, содержащиеся в
первичных учетных
документах, подлежат
своевременной регистрации и
накоплению в регистрах
бухгалтерского учета (ч. 1
ст. 10)

Не подлежат регистрации в регистрах
бухгалтерского учета несуществующие объекты,
отражаемые в бухгалтерском учете лишь для
вида (в том числе неосуществленные расходы,
несуществующие обязательства, не имевшие
место факты хозяйственной жизни), а также
объекты, отражаемые в бухгалтерском учете
вместо другого объекта с целью прикрыть его
(в том числе лежащие в основе притворных
сделок). Указанное не относится к резервам,
фондам, предусмотренным законодательством
РФ, и расходам на их создание

Бухгалтерский учет ведется
посредством двойной записи
на счетах бухгалтерского
учета, если иное не
установлено федеральными
стандартами (ч. 3 ст. 10)

Не допускается ведение счетов бухгалтерского
учета вне применяемых экономическим
субъектом регистров бухгалтерского учета

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Бухгалтерская (финансовая)
отчетность должна давать
достоверное представление о
финансовом положении
экономического субъекта на
отчетную дату, финансовом
результате его деятельности
и движении денежных средств
за отчетный период,
необходимое пользователям
этой отчетности для принятия
экономических решений (ч. 1
ст. 13)

Исходя из данной нормы, а также на основании
ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона
N 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая)
отчетность должна составляться на основе
данных, содержащихся в регистрах
бухгалтерского учета

До утверждения органами
государственного
регулирования бухгалтерского
учета федеральных и
отраслевых стандартов,
предусмотренных настоящим
Законом, применяются правила
ведения бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской
отчетности, утвержденные
уполномоченными федеральными
органами исполнительной
власти и Банком России до
дня вступления в силу
Федерального закона N 402-ФЗ
(ч. 1 ст. 30)

До утверждения органами государственного
регулирования бухгалтерского учета
федеральных и отраслевых стандартов
бухгалтерского учета, предусмотренных
Федеральным

законом N 402-ФЗ, в отношении
составления отчета о финансовых результатах,
приложений к бухгалтерскому балансу и отчету
о финансовых результатах применяются правила
составления соответственно отчета о прибылях
и убытках, приложений к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках,
утвержденные уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти до дня
вступления в силу Федерального закона N
402-ФЗ

Бухгалтерская (финансовая)
отчетность считается
составленной после
подписания ее экземпляра на
бумажном носителе
руководителем экономического
субъекта (ч. 8 ст. 13)

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает
порядок подписания бухгалтерской
(финансовой) отчетности экономического
субъекта (включая годовую бухгалтерскую
(финансовую) отчетность за 2012 г.).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна
быть подписана лицами, уполномоченными на
это законодательством РФ, или учредительными
документами экономического субъекта, или
решениями соответствующих органов управления
экономическим субъектом. В делах
экономического субъекта должен храниться
экземпляр бухгалтерской (финансовой)
отчетности, подписанный руководителем
экономического субъекта, причем подпись
руководителя экономического субъекта должна
содержать дату подписания этого экземпляра.
В случаях представления бухгалтерской
(финансовой) отчетности в несколько адресов
такая отчетность должна быть подписана
одними и теми же уполномоченными лицами

Обязанные составлять
бухгалтерскую (финансовую)
отчетность экономические
субъекты, за исключением
организаций государственного
сектора и Банк России,
представляют по одному
обязательному экземпляру
годовой бухгалтерской
(финансовой) отчетности в
орган государственной
статистики по месту
государственной регистрации
(ч. 1 ст. 18)

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает
адреса обязательного представления
бухгалтерской (финансовой) отчетности
(включая представление годовой бухгалтерской
(финансовой) отчетности за 2012 г.), за
исключением представления в соответствии со
ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ.
Адреса обязательного представления
бухгалтерской (финансовой) отчетности
(помимо органов государственной статистики),
а также сроки и порядок такого представления
устанавливаются другими федеральными
законами, учредительными документами
экономического субъекта, решениями
соответствующих органов управления
экономическим субъектом.
Например, в соответствии со ст. 23 НК РФ
налогоплательщики обязаны представлять в
налоговый орган по месту нахождения
организации годовую бухгалтерскую
(финансовую) отчетность не позднее трех
месяцев после окончания отчетного года

Утверждение и опубликование
бухгалтерской (финансовой)
отчетности осуществляются в
порядке и в случаях, которые
установлены федеральными
законами (ч. 9 ст. 13).
В случае опубликования
бухгалтерской (финансовой)
отчетности, которая подлежит
обязательному аудиту, такая
бухгалтерская (финансовая)
отчетность должна
опубликовываться вместе с
аудиторским заключением
(ч. 10 ст. 13)

Утверждение бухгалтерской (финансовой)
отчетности (включая годовую бухгалтерскую
(финансовую) отчетность за 2012 г.)
осуществляется в порядке и в случаях,
которые установлены федеральными законами,
например:
— в соответствии со ст. 48 Федерального
закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об
акционерных обществах» к компетенции общего
собрания акционеров относится утверждение
годовой бухгалтерской отчетности общества;
— в соответствии со ст. 33 Федерального
закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью» к компетенции
общего собрания участников общества
относится утверждение годовых бухгалтерских
балансов общества.
Опубликование бухгалтерской (финансовой)
отчетности осуществляется в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными
законами, например:
— в соответствии со ст. 92 Федерального
закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об
акционерных обществах» открытое акционерное
общество обязано раскрывать годовую
бухгалтерскую отчетность. Обязательное
раскрытие осуществляется обществом в объеме
и порядке, которые установлены федеральным
органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг;
— в соответствии со

ст. 49 Федерального
закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью» в случае
публичного размещения облигаций и иных
эмиссионных ценных бумаг общество обязано
ежегодно публиковать годовые бухгалтерские
балансы.
Случаи, когда бухгалтерская (финансовая)
отчетность подлежит обязательному аудиту,
установлены ст. 5 Федерального закона от
30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности»

Промежуточная бухгалтерская
(финансовая) отчетность
составляется экономическим
субъектом в случаях,
установленных
законодательством РФ,
нормативными правовыми
актами органов
государственного
регулирования бухгалтерского
учета (ч. 4 ст. 13)

Например, необходимость составления
промежуточной бухгалтерской (финансовой)
отчетности обусловливается тем, что:
— в случаях, установленных

Законом РФ от
27.11.1992 N 4015-1 «Об организации
страхового дела в Российской Федерации»,
квартальная бухгалтерская отчетность
представляется субъектом страхового дела в
орган страхового надзора;
— в случаях, установленных Федеральным
законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке
ценных бумаг», квартальная бухгалтерская
отчетность эмитента ценных бумаг подлежит
раскрытию.
Исходя из ст. 23 НК РФ с 1 января 2013 г.
квартальная бухгалтерская отчетность в
налоговые органы не представляется

Экономический субъект обязан
организовать и осуществлять
внутренний контроль
совершаемых фактов
хозяйственной жизни.
Экономический субъект,
бухгалтерская (финансовая)
отчетность которого подлежит
обязательному аудиту, обязан
организовать и осуществлять
внутренний контроль ведения
бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности (за
исключением случаев, когда
его руководитель принял
обязанность ведения
бухгалтерского учета на
себя) (ст. 19)

Законодательством РФ о бухгалтерском учете
не установлены какие-либо ограничения на
порядок, способы, процедуры осуществления
указанного внутреннего контроля

Для тех «упрощенцев», которые вели в 2012 г. бухгалтерский учет и будут составлять бухгалтерскую отчетность за 2012 г., представляют интерес разъяснения Минфина о том, на что надо обратить внимание в этом году:

  • в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах. Заметим, что Минфин не внес изменений в Приказ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и название формы 2 официально не изменено. Налицо противоречие нормативных актов, но выбирать не приходится, и, соответственно, в форме нужно просто изменить ее название;
  • в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. представляется в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
  • в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона N 129-ФЗ п. 4 ст. 13 этого Закона не подлежит применению. Однако в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжают применяться п. п. 6 и 37 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. В данном случае речь идет о пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. С 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Напомним, что в соответствии с п. 37 ПБУ 4/99 при отступлении от правил, предусмотренных в п. п. 32 — 35 ПБУ 4/99, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который они оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражения финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Заметим, что дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, представление которой регулируется нормами разд. VIII ПБУ 4/99, не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона N 129-ФЗ пп. «г» п. 2 ст. 13 этого Закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности;
  • исходя из законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности предусмотренные этим законодательством сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в частности, в соответствии с п. 5 ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности).

Отдельно даны рекомендации некоммерческим организациям по составлению бухгалтерской отчетности за 2012 г. кроме вышеприведенных. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств. Ситуация аналогична рассмотренной выше.

Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абз. 2 п. 6 и абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99 некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

а) в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

б) показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

в) раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

г) без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

В заключение еще раз напомним, что «упрощенцы» должны с 2013 г. вести полноценный бухгалтерский учет. При этом представители Минфина разъясняют, что для «упрощенцев» допустимым является применение для регистрации и накопления информации обо всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета — книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ форма такого регистра бухгалтерского учета утверждается руководителем экономического субъекта.

Что же касается отчетности, согласно п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности» организации — субъекты малого предпринимательства формируют отчетность по упрощенной системе (Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80). Еще раз напомним, что впервые сдавать годовую бухгалтерскую отчетность организации-«упрощенцы» будут обязаны за 2013 г., то есть в 2014 г.

www.mosbuhuslugi.ru

Это интересно:

  • Квитанция об оплате госпошлины за техосмотр Квитанция техосмотр госпошлин Какие дакументы нужны для сдачи техосмотра . Подскажите, пожалуйста! Если у старого хозяина авто есть тех. осмотр, Нет нинадо! при постановки на учет укажите в заявление что есть действующий талн Т. О и […]
  • Нотариус гагарина смоленской Страховой партнёр Нотариусы Смоленска Нотариальная контора Борисовой В.В. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, 2+7 (4812) 62-22-76 Нотариус Худоерко А.А. Смоленск, ул. Нахимова, 11+7 (4812) […]
  • Дело по долгу в суде Взыскание долга через суд Ситуация, когда необходимо взыскать деньги с физического или юридического лица довольно распространена. До того как предпринять конкретные действия, стоит попытаться решить ваш спор мирно. Спокойный […]
  • Штрафы гибдд альметьевске Штрафы гибдд альметьевске В интернете на данный момент существуют чуть ли не десяток сервисов, предлагающих услуги проверки машины на предмет числящихся за ней штрафов. Все они, в конечном счете, черпают информацию из базы данных […]
  • Документы в органы опеки на продажу квартиры Перечень документов для получения разрешения органов опеки и попечительства на сделку купли-продажи Список документов необходимый для получения разрешения органов опеки и попечительства на сделку купли-продажи квартиры На самом деле […]
  • Страховые выплаты по осаго виновнику дтп Как получить выплату по ОСАГО виновнику ДТП. Подробная инструкция по получению страховых выплат. ОСАГО – полис обязательного страхования, который должен быть у каждого водителя. Если страхователь является потерпевшей стороной, он […]