Задание 3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня

Задание 3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%) и предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня, постройте пирамиду годовой биологической продуктивности следующей пищевой цепи: растения – кузнечики – лягушки – ужи – ястребы. Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что масса 1 побега травянистого растения – 5 г; 1 кузнечика – 1 г; 1 лягушки – 10 г; 1 ужа – около 100 г; 1 ястреба – 1.8 кг. Количество особей подсчитайте суммарно за год с учетом общей годовой продуктивности 40 тонн.

Слайд 5 из презентации «Тема 3. «Экосистемы»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Тема 3. «Экосистемы».ppt» можно в zip-архиве размером 1216 КБ.

Экосистемы

«Смена сообществ» — Виды смены биогеоценоза. Смена климата В процессе эволюции. Сукцессия. Постепенные (Сукцессии) Изменение среды самими организмами. Классификация сукцессий. Опорные точки урока. Биологический диктант. Общие закономерности сукцессии. Смена природных сообществ: 1.Какие организмы, обычно, первыми поселяются на скалах?

«Организмы в экосистеме» — Открытость экосистем. Органическое вещество. Величина ,скорость однонаправленного потока энергии определяет работоспособность экосистемы. Биоценоз пруда. Основные свойства-признаки. Механическая энергия. Схема движения энергии в экосистеме. Характеристика Экосистемы. Тепловая энергия. Цепь выедания и цепь разложения.

«Виды экосистем» — Луговые экосистемы: Сегодня европейские степи на равнинных черноземах можно видеть только в заповедниках. В реках и озерах водятся ценные виды рыб. Пресноводные экосистемы снабжают водой города, села, промышленные объекты. Экосистемы пустынь: Экосистемы тундры: Каких из перечисленных разнообразий гор не существует?

«Биология Экосистемы» — От которой зависят особенности переноса энергии и круговорот вещества. И гетеротрофов. Экосистемный уровень. Основные компоненты экосистемы. Изменение интенсивности потоков энергии приводит к характерным соотношениям численности и биомассы организмов, занимающих разные трофические уровни. Сообщества изменяются во времени.

«Структура экосистем» — Автор ряда учебников и руководств по дендрологии, геоботанике и работ по вопросам дарвинизма. Тема:«Структура экосистем» План. Растения. Литосфера. Биоценоз. Сукачев Владимир Николаевич. Основатель школы лесотипологов. Структура экосистем. Микроорганизмы. Термин был предложен в 1935 году английским экологом А. Тенсли.

900igr.net

Практическое занятие 3 Экосистемы. Популяции.. Вопрос 1 Что такое трофические цепи? Что такое трофический уровень? Что такое трофические сети? — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНина Нижегородцева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Практическое занятие 3 Экосистемы. Популяции.. Вопрос 1 Что такое трофические цепи? Что такое трофический уровень? Что такое трофические сети?» — Транскрипт:

1 Практическое занятие 3 Экосистемы. Популяции.

2 Вопрос 1 Что такое трофические цепи? Что такое трофический уровень? Что такое трофические сети?

3 Даны следующие организмы: травы, почвенные грибы, ягодный кустарник, жук-навозник, гусеница, паук, синица, ястреб, волк, лисица, сова, уж обыкновенный, травяная лягушка, заяц, полевка, тля, кролик, божья коровка, дуб, мухоловка, короед, дятел. 1.Постройте схемы пищевых цепей. Назвать организмы по типу питания. 2.Составьте пищевую сеть из полученных пищевых цепочек. Задание 1

4 Вопрос 2 Какие типы экологических пирамид вы знаете? В чем заключается сущность правила 10 процентов?

5 Постройте пирамиды биомассы озера в зимний и весенний период по следующим данным (Грин, Стаут, Тейлор, 1990): Экологические группы организмов Биомасса, г/м 3 ЗимаВесна Продуценты2100 Первичные консументы 1012 Вторичные консументы 156 Объясните, почему в течение года пирамида «переворачивается». Задание 2

6 Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%) и предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня, постройте пирамиду годовой биологической продуктивности следующей пищевой цепи: растения – кузнечики – лягушки – ужи – ястребы. Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что масса 1 побега травянистого растения – 5 г; 1 кузнечика – 1 г; 1 лягушки – 10 г; 1 ужа – около 100 г; 1 ястреба – 1.8 кг. Количество особей подсчитайте суммарно за год с учетом общей годовой продуктивности 40 тонн. Задание 3

7 Вопрос 3 Что такое сукцессия? Какие типы сукцессий вы знаете?

8 Определите тип сукцессии: Превращение заброшенных полей в дубравы Появление лишайников на остывшей вулканической лаве Постепенное обрастание голой скалы Появление на песчаном грунте соснового леса Превращение гарей в еловые леса Постепенная смена вырубок лиственницей Превращение деградированных пастбищ в березовый лес Задание 4

9 Функционирование экосистем Круговорот воды в биосфере

10 Функционирование экосистем Круговорот азота

11 Функционирование экосистем Круговорот углерода

12 Функционирование экосистем Круговорот фосфора

13 Функционирование экосистем Круговорот кислорода

14 Функционирование экосистем Круговорот серы

16 «Популяции» Популяция – совокупность организмов, обитающая более или менее изолированно в пространстве и во времени от других аналогичных совокупностей того же вида и осуществляющая обмен генетической информацией. Статические показатели популяции: Численность популяции – общее количество организмов одного вида на данной территории или в данном объеме. Плотность популяции – число организмов популяции, приходящихся на единицу занимаемого данной популяцией пространства.

17 1. Возрастная, т.е. показывать соотношение количества особей разного возраста. Возрастная структура популяции характеризует общее количество представленных в ней возрастных групп и соотношение их численности или биомассы. 2. Половая – отражает соотношение полов; 3. Размерная – отражает соотношение количества особей разных размеров. Структура популяции

18 Рождаемость – это число особей ΔNn, родившихся в популяции за некоторый промежуток времени (Δt): Р = ΔNn/Δt. Смертность – это число особей ΔNm, погибших в популяции за некоторый промежуток времени Δt: С = ΔNm/Δt. Для сравнения рождаемости и смертности в разных популяциях используют удельные показатели. Удельная рождаемость – отношение рождаемости к исходной численности N b = Р/ N = ΔNn/NΔt. Удельная смертность – отношение смертности к исходной численности: d = С/ N = ΔNm/NΔt. Скорость изменения численности популяции: ΔN/Δt. dN/dt = rN (при отсутствии экологических ограничений) константа скорости естественного прироста Удельная скорость изменения численности: r = b – d. Если b = d, то r = 0, и популяция находится в стационарном состоянии. Если b > d, то r > 0, имеем рост популяции. Если b d, то r > 0, имеем рост популяции. Если b

19 Тема: Возрастная структура популяции» В одном из степных заповедников на площади 250 га насчитывалось 410 особей сурков-байбаков, распределенных по возрасту следующим образом: новорожденных – 128, годовалых – 59, двухлетних – 60, трехлетних и старше – 163 (Жердев, Успенский, Дорогань, 2001). Спустя два года на участке было 588 особей, и среди них новорожденных – 142, годовалых – 93, двухгодовалых – 88, остальные – старше. Начертите возрастную пирамиду популяции. Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период? Задача 1

20 При построении возрастных пирамид по вертикали откладывается возраст (например, в масштабе 1 клетка = 1 год), а по горизонтали количество особей в данной возрастной группе (например, в масштабе 1 клетка – 20 тыс. особей). Как видно из рис. численность популяции увеличивается, причем численность растет равномерно во всех возрастных категориях. Смертность молодых особей будет определяться из разности числа новорожденных особей в первоначальный период и двухгодовалых особей в рассматриваемый период времени: 128 – 88 = 40 особей. Таким образом, смертность молодых особей составляет 20 особей в год. а)б) Рис. Первоначальная возрастная пирамида (а) и возрастная пирамида спустя два года (б) Решение

21 Плотность популяции синицы составляет 280 особей. За период размножения (у синицы 1 раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,7 детеныша. В популяции равное число самок и самцов. Смертность синицы постоянна, в среднем за год погибает 24% особей. Определите, как будет меняться плотность популяции синицы в течение 5 лет. Данные представить в виде таблицы. Годы жизни12345 Плотность Рождаемость Смертность Задача 2

22 Постройте весеннюю возрастную пирамиду популяции ласточек, если исходная численность составила особей, из них 50 % родились в прошлом году, 22 % – в позапрошлом 18 % – трехлетние птицы, 6 % – четырехлетние, 4 % – старше четырех лет. Постройте летнюю возрастную пирамиду, учитывая, что численность всей популяции возросла в 3 раза за счет родившихся в этом году ласточек. Условно считайте, что смертность взрослых ласточек в этот период отсутствует. Задача 3

23 Тема: «Прирост популяции» Емкость среды (К) для популяции обыкновенной белки составляет 5000 особей. Принять, что численность выводков – 3 детеныша, при этом размножаются 50 % особей, соотношение самок и самцов 1:1. Смертность популяции за год (d) составляет: при N

24 Тема: «Выживаемость особей в популяции» Имеются данные изменения численности растения во времени: 1.Построить график зависимости численности популяции от времени, определить тип кривой роста. 2.Найти уравнение, описывающее экспериментальную зависимость. Годы Численность растения Задача 5

25 Динамика популяций Кривые выживания

26 Кривые роста J-образная кривая роста численности (экспоненциальная) Графический вид зависимости lnN от t в случае экспоненциального роста

27 Кривые роста S-образная кривая роста численности (логистическая) а – константа интегрирования, при t = 0 a = ln(K – N)/N

28 1.Построим график N от t: Как видно график имеет логистический характер. Для описания данной зависимости воспользуемся уравнением: Решение

29 Коэффициент K найдем из графика. K = 42. Коэффициент a найдем из выражения a = ln((K – N 0 )/N 0 ). N 0 = 10. a = 1,2. Далее, выбираем t 1 = 5. Ему соответствует N 1 = 27. Подставив данные значения в выражение, получим: Выразим r: Таким образом, уравнение, описывающее экспериментальную зависимость численности растения от времени, имеет вид: Решение

www.myshared.ru

Практическое занятие №6

Функциональная и трофическая структура экосистемы

Задание 1. Ниже приведена схема трофической структуры биоценоза широколиственного леса.

Перенесите схему в тетрадь, показав стрелками все возможные трофические связи между указанными организмами. Условными обозначениями выделите основные экологические группы организмов данного биоценоза, пастбищные и детритные цепи питания.

Задание 2. Постройте пирамиды биомассы озера в зимний и весенний период по следующим данным (Грин, Стаут, Тейлор, 1990):

Экологические группы организмов

Объясните, почему в течение года пирамида «переворачивается».

Задание 3. Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены на одной блохе (Грин, Стаут, Тейлор, 1990). Постройте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи:

трава – травоядное млекопитающее – блоха – Leptomonas.

Задание 4. (по: Жердев, Успенский, Дорогань, 2001). Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%) и предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня, постройте пирамиду годовой биологической продуктивности следующей пищевой цепи:

растения – кузнечики – лягушки – ужи – ястребы.

Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что масса 1 побега травянистого растения – 5 г; 1 кузнечика – 1 г; 1 лягушки – 10 г; 1 ужа – около 100 г; 1 ястреба – около 2 кг.

Количество особей подсчитайте суммарно за год с учетом общей годовой продуктивности 40 тонн.

Задание 5. Составить схему консорции дуба черешчатого, в которой показать трофические связи видов-консортов, помещенных в концентрические круги (вокруг дуба): фитофагов, зоофагов разных порядков. Показать также виды, имеющие топическую (местообитание) связь с дубом.

Задание 6. Ниже приведены данные о количестве ДДТ, заключенном в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи (в единицах массы ДДТ на 1 млн. единиц биомассы):

<Вода (0,02)>Кладофора (0,04) – Карась (10) – Щука (50) – Скопа (75)

В чем заключается эффект концентрации ядохимикатов в пищевых цепях?

Рассчитайте кратность увеличения концентрации на последовательных уровнях данной пищевой цепи.

На каком уровне ДДТ окажет наиболее сильное влияние? На каком уровне его легче всего обнаружить?

Почему гибель организмов (птиц, млекопитающих) от ДДТ наблюдается в период нехватки корма?

ggf.bsu.edu.ru

Рабочая учебная программа по биологии для 10-11 классов (стр. 7 )

Описание внешнего и внутреннего строения характеризует морфологический видовой критерий.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Приспособленность организмов к среде обитания»

Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относи­тельна и является результатом действия естественного отбора.

Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

Материал для работы: коллекции «Защитные приспособления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых». «Виды защитных окрасок», «Приспособительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих». «Насекомые — опылители», «Насекомые — санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных». Открытки и рисунки с изобра­жением тюленя, кита, дельфина, жука-плавунца, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, акулы, окуня, иглы-рыбы (особенности зубного аппарата животных, особенности строения ротового аппарата насекомых), белки-летяги, гепарда, страуса.

Натуральные объекты или гербарные материалы (группы растений).

1. Различные виды кактусов, ветки сосны и ели, брусника, клюква;

2. Теневыносливые и светолюбивые растения;

— 3. Придорожные растения: подорожник, одуванчик, птичья гре­чиха;

4. Различные представители водных растений: сальвиния, ряска, элодея густолиственная, валлиснерия спиральная и т. д.;

5. Луковичные и корневидные растения: амараллис, сансевьера;

6. Плоды и семена липы, березы, клена, ясеня, тополя, череды, лопуха, рябины, шиповника;

7. Растения, не поедаемые животными: крапива (жгучая), боярыш­ник (колючий), синяк, лютики;

8. Раннецветущие растения: мать-и-мачеха, ветреница, гусиный лук, тюльпан, цикламен.

Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение, и подготов­ленности класса. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы. Работа включает и ответы на вопросы по результатам наблюдений.

Изучение приспособительных признаков у растений

Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы.

1. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды.

2. В предложенных коллекциях плодов и семян (6-я группа) отберите те, у которых выражена приспособленность к распростране­нию ветром, животными.

3. Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (7-я группа). Определите, какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.

4. Познакомьтесь с представителями раннецветущих растений (8-я группа) и определите признаки, характеризующие данное свойство.

Изучение приспособленности плодов и семян

1. Внимательно рассмотрите наборы плодов и семян, используя для этой цели лупы, пинцеты и препаровальные иглы.

2. Отберите из них те, которые распространяются ветром.

3. Определите признаки приспособленности семян и плодов к распространению ветром и другими способами.

4. Данные наблюдений запишите в таблицу.

Характерные приспо­собительные особен­ности плодов и семян

Причины воз­никновения приспособлен­ности

Плод-стручок, створ­ки плода закручи­ваются при раскрыва­нии

Плод-орешек на длин­ной плодоножке с листовидным кры­лышком

5. .Используя знания, полученные при изучении материала темы «Эволюционное учение», и ваши наблюдения, обоснуйте, почему любая приспособленность организма к условиям среды не может быть абсо­лютной.

Изучение приспособленности признаков у животных

Внимательно рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки.

I. Определите защитные приспособления у каждого представи­теля и укажите причины их происхождения.

2. Определите приспособительные изменения в строении конеч­ностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите, в каком из при­меров конечности претерпели наибольшие изменения и назовите при­чину.

3. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют пред­ложенные вам для изучения представители.

4. Определите приспособительные признаки у насекомых-опыли­телей и насекомых-санитаров.

.5. На примере экспонатов раскройте зависимость между строе­нием зубного аппарата животного и родом пищи.

Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу. Ответьте на следующие вопросы:

— какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособ­ленности?

— поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособи­тельные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.

1. Наследственная изменчивость дает материал для естествен­ного отбора, который сохраняет особи с полезными в данных условиях признаками, формируя всевозможные приспособления организмов’.

2. Приспособленность организма не абсолютна, а относительна, так как условия меняются быстрее, чем формируется определенный признак.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»

Цель работы: а) показать учащимся на конкретных примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза;

б) ознакомить их с примерами возможных идиоадаптаций (дегене­рации) ;

в) раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

Оборудование: пинцеты, лупы, тетради для записи наблюдений.

Материал для работы: открытки, рисунки с изображением пред­ъявителей отделов растений, типов и классов животных (китообраз­ных, ластоногих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся), различ­ных видов кактусов, повилик и других растений; муляжи кистепёрой оыбы, стегоцефала, архиоптерикса; натуральные объекты (гербарные мчтерирлы цветковых и голосеменных растений), коллекции насекомых с различным) видами идиоадалтаций; спиртовые препараты червей-паразитов; различные виды кактусов, традесканций и других растений с ярко выраженными приспособительными возможностями; наборы цвет­ков, плодов, семян, веток представителей голосеменных и цветковых растений; чучела пресмыкающихся, птиц, грызунов, хищных животных.

1. Рассмотрите коллекции насекомых и укажите систематическую категорию, к которой принадлежат данные представители:

— определите у представителей каждой группы насекомых приспо­собительные изменения к условиям среды обитания;

— раскройте их биологическое значение;

— укажите пути эволюции каждой рассмотренной вами группы насе­комых.

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

изменения, возникшие в ходе эволюции

Ответьте на вопрос: какие особенности строения и жизни насе­комых позволяли им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?

2. Внимательно изучите рисунки, открытки, чучела различных видов грызунов (сусликов, белок, тушканчиков, бобров и др.):

— определите у каждого представителя приспособительные измене­ния к условиям обитания, возникшие в ходе эволюции; раскройте их биологическое значение.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Ответьте на вопрос: какой важнейший ароморфоз претерпела данная группа?

По аналогии работы подобного содержания могут быть проведены и с представителями отрядов хищных, ластоногих, китообразных и других животных различных систематических групп.

3. Рассмотрите коллекции, гербарные материалы (побеги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черему­хи, вяза, липы, клена, вишни и др.):

— определите систематическую принадлежность изучаемых предста­вителей;

— раскройте биологическое значение появления плода у цветковых растений;

— укажите признаки приспособленности плодов изучаемой группы растений к распространению;

— определите возможные пути эволюции изучаемых растений сис­тематической группы (цветковых).

Приспособительные изменения, воз­никшие в ходе эволюции

Биологическое значение приобретенных изменений

Возможные пути эво­люции дан­ной систе­матической группы

Появление цветка как органа раз­множения. Возникновение плода.

Зародыш имеет диплоид­ный набор хромосом, его развитие происходит за счет питательных ве­ществ семени, он хорошо защищен от неблаго­приятных воздействий среды. Семена имеют многообразные приспо­собления к распространению.

Клен остро­листный (вид)

Околоплодник имеет крыловид­ные кожистые выросты

Плоды при опадании с дерева могут долго вращаться в воздухе и поэтому разносятся ветром на большие расстояния.

Результаты наблюдений запишите в таблицу (пример ответа дан).

4. Внимательно ознакомьтесь (по коллекциям, гербарным мате-

риалам, наборам побегов с семенными шишками) с представителями голосеменных растений- можжевельник, ель, кедр, лиственница, пихта, сосна.:

— определите систематическую принадлежность изучаемых предста­вителей;

— раскройте биологическое значение появления семян у представи­телей хвойных растений;

— укажите возникшие в ходе эволюции признаки приспособленности семян к определенным способам распространения;

— назовите возможные пути эволюции изучаемых растений данной
систематической группы (голосеменных).

Результаты наблюдений запишите в таблицу. Ответьте на вопросы:

— какие важнейшие ароморфозы претерпела данная группа растений (голосеменных или цветковых) в своем историческом развитии?

— какие преобразования надо считать идиоадаптацией? Почему?

1. Все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путем ароморфозов.

2. Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают — в процессе эволюции путем идиоадаптации.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

Рис.2. Пирамида чисел

2. Постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

· Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

· В чем сущность правила экологической пирамиды?

· Чем определяется устойчивость биоценозов?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Решение экологических задач»

Цель работы: закрепить умения решать экологические задачи.

1. Глобальные изменения климата (например, потепление) приводят к потерям в экономике и социальной сфере, влияют на существование и распространение биологических видов в различных областях земного шара. У этих климатических изменений есть различные причины, к которым не относятся:

а) извержения вулканов;

б) смерчи и торнадо;

в) влияние океанов (океанические течения);

г) химические вещества атмосферы.

Ответ «б» – правильный. Смерчи и торнадо являются следствием климатических изменений, а не их причиной.

Ответ «а» – ошибочный. Извержения вулканов могут повлиять на климат. Образующиеся в процессе извержения вулкана облака мелких частиц (аэрозоли) способны заметно ослаблять поток приходящей к земной поверхности коротковолновой радиации, почти не изменяя длинноволнового излучения, уходящего в мировое пространство. Исследования показывают, что после извержений наблюдается некоторое понижение температуры на значительной территории в районе вулкана.

Ответ «в» – ошибочный. Атмосфера имеет общую границу с океаном более чем на 72% поверхности Земли и реагирует на изменения, происходящие в океане. Океан является главным аккумулятором и хранителем поступающей на землю тепловой энергии Солнца, которая впоследствии высвобождается в атмосферу. Обладая огромной теплоемкостью, океаны оказывают стабилизирующее влияние на атмосферу, делая ее температуру более устойчивой. Запас тепла в океане размещен неравномерно и постоянно перемещается океаническими течениями.

Ответ «г» – ошибочный. Атмосфера нагревается, поглощая солнечную радиацию, как поступающую из космоса, так и отраженную земной поверхностью. Нагретая атмосфера сама излучает тепло (инфракрасные волны). Значительная часть (около 70%) теплового излучения атмосферы приходит к земной поверхности, которая практически полностью ее поглощает. Сравнительно небольшие изменения концентрации углекислого газа в атмосфере могут оказать воздействие на температуру земной поверхности, вызывая так называемый парниковый эффект. Удвоение количества СО2 повышает температуру на 2 °С. Другими «парниковыми газами» являются О3 (озон), СН4 (метан), окислы азота, хлоруглеродные соединения.

2. Создание крупных животноводческих комплексов (птицефабрик и свиноферм с поголовьем животных более 5000) с незарегулированными стоками повлияет на:

а) введение севооборотов;

б) химический состав поверхностных и грунтовых вод;

г) ускорение водной мелиорации.

Ответ «б» – правильный. Сток с животноводческих ферм (жидкий навоз), попадая в реки и озера, увеличивает содержание в воде азотсодержащих соединений, что ведет к эвтрофикации этих водоемов. Растворенные в поверхностных водах соединения азота могут попадать и в грунтовые воды (верховодка), делая непригодной для питья воду из колодцев глубиной до 10–15 м.

Ответ «а» – ошибочный. Севообороты (чередование выращивания различных сельскохозяйственных культур на одном поле в течение нескольких лет) применяют, чтобы не снижалось плодородие почв и не размножались вредители, специфичные для какого-либо одного вида растения. С животноводством севообороты не связаны.

Ответ «в» – ошибочный. Зональный принцип ведения сельского хозяйства учитывает агроклиматические условия региона. С ним связаны выбор культивируемых сельскохозяйственных растений (по требовательности к теплу, влаге, кислотности почв, наличию питательных веществ в почве) и разведение традиционных видов животных. Наличие животноводческих комплексов на зональный принцип ведения сельского хозяйства не влияет.

Ответ «г» – ошибочный. Существует два вида водной мелиорации: осушение (применяется на заболоченных территориях для вовлечения этих территорий в сельскохозяйственный оборот) и обводнение (полив). Оба этих вида очень важны в растениеводстве. Водная мелиорация с животновод-ством никак не связана.

3. Сплошная вырубка участка таежного леса может привести к:

а) увеличению пожароопасности и возгораемости лесов, особенно хвойных пород;

б) созданию условий для размножения вредящих лесу организмов;

в) развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки;

г) химическому загрязнению лесных водоемов.

Ответ «в» – правильный. При сплошной вырубке таежного леса (зона избыточного увлажнения) происходит усиление поверхностного стока на лесосеках и, как следствие, изменение гидрологического режима территории. Одновременно с заболачиванием отдельных участков может наблюдаться усиление водной эрозии, выражающееся в росте оврагов и появлении оползней.

Ответ «а» – ошибочный. К увеличению пожароопасности в хвойных лесах может приводить, например, захламление небольших лесосек при выборочных рубках, а также зарастание лесных просек и отсутствие на них ежегодной противопожарной распашки.

Ответ «б» – ошибочный. Размножению опасных для леса насекомых-вредителей и грибковых заболеваний способствует накопление на вырубке больших количеств гниющей растительной биомассы (ветки, сучья и др.). Как правило, при сплошных рубках такого накопления не происходит, т. к. после вырубки освобождаются большие участки, позволяющие беспрепятственно вывезти все заготовленные материалы.

Ответ «г» – ошибочный. Химическое загрязнение лесных водоемов чаще всего происходит в результате аварий на нефтетрубопроводах. Небольшое количество бензина или смазочных масел, разливаемых при работе лесозаготовительной техники, очень редко может вызвать загрязнение сколько-нибудь значительного участка леса или водоема.

4. Крупномасштабная распашка целинных и залежных земель на Южном Урале и в Северном Казахстане, получившая в СССР название «освоение целины», уже к концу 1950-х гг. вызвала:

а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;

б) ветровую эрозию;

в) переуплотнение почв;

г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие процессов засоления почв.

Ответ «б» – правильный. Распашка целинных земель в степных районах без учета ландшафтной мозаики приводит к ветровой эрозии и, как следствие, к пыльным бурям и потере верхнего плодородного слоя почвы.

Ответ «а» – ошибочный. К накоплению избытка влаги в почве и ее последующему заболачиванию может привести вырубка лесов только в таежной зоне, где коэффициент увлажнения больше 1, т. е. количество осадков преобладает над испарением. Распашка целинных земель проводилась в степных районах страны, где увлажнение недостаточное и влаги никогда не бывает в избытке.

Ответ «в» – ошибочный. Переуплотнение почв – процесс, происходящий при многократном использовании на одной территории тяжелой техники, например трактора «Кировец». Такую технику стали выпускать в СССР только в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Переуплотнение чаще всего происходит на почвах тяжелого механического состава (средний и тяжелый суглинок). В степных районах Казахстана преобладают почвы легкого механического состава, что затрудняло их переуплотнение, но способствовало развитию процессов ветровой эрозии.

Ответ «г» – ошибочный. Процессы засоления почв развиваются, как правило, в степных и полупустынных регионах при поливном земледелии, когда избыточный полив вызывает поднятие уровня засоленных грунтовых вод.

5. Интенсивный лов трески в Баренцевом море в середине ХХ в. способствовал:

а) развитию прудового рыболовства;

б) увеличению популяции мойвы;

в) разрастанию водорослей в прибрежной зоне;

г) разведению молоди сельди в воспроизводственных целях.

Ответ «б» – правильный. Треска является хищной рыбой. С уменьшением ее численности начинает увеличиваться численность рыб меньшего размера, на которых она ранее охотилась, например мойвы, минтая, хека и т. п.

Ответ «а» – ошибочный. Прудовое рыбное хозяйство и морское (океаническое) рыболовство никак не связаны. Морское рыболовство в ХХ в. добывало большую часть рыбных ресурсов, а прудовое – лишь небольшой процент.

Ответ «в» – ошибочный. Разрастание водорослей может быть связано только с притоком питательных веществ, а не с интенсивным выловом рыбы, тем более, что лов трески производится не в прибрежной зоне.

Ответ «г» – ошибочный. Разведение молоди сельди в нашей стране не практиковали. Разводили мальков преимущественно осетровых рыб. В мире также развивалось такое направление рыбного хозяйства, как марикультура – культивирование морских организмов в искусственных или «полуискусственных» условиях. Приемы марикультуры используют в первую очередь для лососевых рыб.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

включает в себя

7 проверочных работ и 1 итоговое тестирование:

Проверочная работа по теме:

«Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина»

I. Кратко ответьте на вопрос.

1. Какой вклад внес в биологию К. Линней?

2. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина?

3. Дайте характеристику бессознательному отбору. Приведите примеры.

4. Охарактеризуйте движущий отбор. Приведите примеры.

5. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему?

1. Приспособленность организмов, по К. Линнею, появилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию; е) Изначальной целесообразности.

2. Приспособленность организмов, по Ж-Б. Ламарку, появилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию.

3. Приспособленность организмов, по Ч. Дарвину, по­явилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию.

4. Материал для естественного отбора наиболее приспо­собленных организмов поставляет: а) Модификационная изменчивость; б) Комбинативная изменчивость; в) Мутационная изменчивость; г) Все виды изменчивости.

5. Ученый, разработавший учение о движущей форме отбора: а) Ч. Дарвин; б) А. Уоллес; в) ; г) ?

6. Ученый, разработавший учение о стабилизирующей форме отбора: а) Ч. Дарвин; б) А. Уоллес; в) ; г) ?

7. Наиболее напряженная борьба за существование: а) внутривидовая; б) межвидовая; в) борьба с условиями; г) все три вида в равной степени?

8. К внутривидовой борьбе за существование относится: а) взаимопомощь особей одной семейной группы; б) паразитизм; в) конкуренция; г) конкуренция?

9. Формы межвидовой борьбы за существование: а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) комменсализм?

pandia.ru

Это интересно:

  • Удержан из заработной платы подоходный налог Задача: составить бухгалтерские проводки Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, мои составденные проводки. Буду очень благодарна)) № п/п Содержание хоз. операции сумма Корреспонденция счетов Д К1. Акцептованы счета поставщиков на […]
  • О ежемесячном пособии на ребенка в рб С 1 февраля 2018 года увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей С 1 февраля 2018 г. увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Так, в связи с увеличением […]
  • Право на собственность индивидуальная свобода Право на собственность; индивидуальная свобода; незыблемость традиций; Право на собственность; индивидуальная свобода; незыблемость традиций; разделение властей; свободные выборы. Незыблемость традиций. Ниже приведен перечень […]
  • Опека и попечительства презентация Опека или попечительство Опека или попечительство устанавливаются над детьми, если (ст. 145 СК РФ). Дети остались без попечения родителей; в целях содержания, воспитания и образования детей, а также для защиты их прав и интересов. […]
  • Арбитражные суды в рф презентация Арбитражный суд Слайд 11 из презентации «Арбитражный суд» к урокам права на тему «Суд» Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке права, щёлкните на изображении правой кнопкой […]
  • Работа москва юрист срочно Вакансии h Юристы в Москве и соседних городах Москва Юрисконсульт — от 50 000 до 60 000 р. Вакансия компании: Управляющая компания ОИК Компания ведет инвестиционную деятельность, управляет несколькими проектами в […]