Недвижимость итоги года

Продолжается постепенная отмена дачной амнистии, ужесточаются требования к границам земельных участков. Одним из самых спорных изменений является реформа сферы долевого строительства, которая, по мнению участников рынка, может привести к коллапсу в отрасли.

Запрет на распоряжение участком, границы которого не размежеваны

С 2017 года для кадастрового учета дачных домов стало обязательным предоставление технического плана объекта капительного строительства. Суть этих изменений в том, что дачный дом должен стоять в границах контура строения на плане. Продолжением этого стал запрет, который вступил в силу с 1 января 2018 года — вы больше не сможете распоряжаться земельными участками, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. Для этого участок должен пройти процедуру межевания у кадастрового инженера. Вы не сможете ни продать, ни подарить участок, даже имея на руках свидетельство о собственности. По сути, вы становитесь пользователем, а не собственником объекта.

Изменения внесены на основании Федерального закона от 22.12.2014 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». Цель этих изменений — постепенное уточнение границ земельных участков. Сейчас на практике очень много споров в сфере земельных отношений как раз касаются случаев, когда сложно понять, где заканчиваются границы одного участка и начинаются границы другого. Властям это выгодно и для увеличения налогооблагаемой базы, так как количество неузаконенных участков станет намного меньше.

Дачная амнистия станет недоступна

Заканчивается дачная амнистия для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Об этом говорится в федеральном законе от 30.06.2006 N 93-ФЗ. Главное изменение — для регистрации права на жилищное строение с 1 марта 2018 года потребуется предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Если вы успеете зарегистрировать право до этой даты, то применяться будет упрощенный порядок — так называемая «дачная амнистия».

Это нововведение было вполне ожидаемо, так как сейчас власти держат курс на постепенное прекращение упрощенного порядка регистрации земельных участков и ИЖС, на них расположенных.

Другая часть амнистии касается упрощенного порядка оформления в собственность земельных участков. Этот порядок пока сохраняет свое действие до 2020 года. Изначально дачная амнистия вводилась для того, чтобы сократить огромное количество неучтенных строений и участков и повысить налогооблагаемую базу. По большей части проект свою задачу выполнил, поэтому власти вводят постепенный отказ от упрощенного подхода к оформлению дачной и садовой недвижимости.

Новые требования в долевом строительстве

С 1 января 2018 года начали действовать новые правила в сфере долевого строительства. Требования к деятельности застройщиков стали намного жестче. Во-первых, это касается финансовой деятельности застройщиков. Компании должны будут иметь один банковский счет для совершения всех операций. Застройщикам запрещено совершать сделки, не связанные напрямую с привлечением средств дольщиков. По сути, речь идет об усилении контроля со стороны кредитных организаций над средствами строительных компаний. Размер собственных средств застройщика должен быть не менее 10% от проектной стоимости объекта.

Второй момент — увеличение требований к строительной организации и разрешительной документации. Вводится принцип «одно разрешение — одно строительство».

Строить несколько домов по одному разрешению можно, но вести деятельность по нескольким разрешениям будет запрещено. Сам застройщик должен обладать стажем в строительстве многоквартирных домов (общая площадь от 10 000 кв. м) не менее 3 лет. Об этом говорится в поправках к федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

rg.ru

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 22 февраля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 февраля 2018 года

Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; 2006, N 19, ст. 2061; 2008, N 44, ст. 4982; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 48, ст. 6728; 2013, N 27, ст. 3438; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; 2014, N 30, ст. 4219; N 52, ст. 7543; 2016, N 1, ст. 46; N 27, ст. 4273; 2017, N 18, ст. 2661; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4830) следующие изменения:

а) часть третью после слов «Советом директоров» дополнить словами «, и за исключением нормативных актов Банка России, указанных в части пятой настоящей статьи»;

б) в части пятой:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Не подлежат государственной регистрации и вступают в силу в соответствии с предусмотренным в них порядком нормативные акты Банка России, устанавливающие:»;

абзац второй признать утратившим силу;

2) статью 8 дополнить частью девятой следующего содержания:

«Банк России на основании решения Совета директоров вправе вносить денежные средства и (или) иное имущество, включая недвижимое имущество, в качестве имущественного взноса Банка России в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».»;

3) статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе настоящим Федеральным законом, банковских операций и сделок, доходов от участия в капиталах организаций и иных доходов от деятельности Банка России и суммой расходов, связанных с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе расходов, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его организаций и служащих.»;

а) пункт 9 части первой дополнить абзацем следующего содержания:

«о размерах надбавок к коэффициентам риска, применяемых Банком России в качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации (далее — надбавки к коэффициентам риска), по отдельным видам активов, а также о значениях характеристик видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска;»;

б) в части второй после слов «прямых количественных ограничений,» дополнить словами «надбавок к коэффициентам риска, значений характеристик видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска,», слова «в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» заменить словами «в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 7 настоящего Федерального закона,»;

5) статью 45 2 дополнить частями третьей — пятой следующего содержания:

«В качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России на основании решения Совета директоров вправе устанавливать надбавки к коэффициентам риска по отдельным видам активов из числа включаемых в расчет нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Надбавки к коэффициентам риска по отдельному виду активов могут быть дифференцированными в зависимости от значений характеристики соответствующего вида актива, установленных Советом директоров. Виды активов, к которым могут быть установлены надбавки к коэффициентам риска, а также характеристики указанных видов активов устанавливаются нормативным актом Банка России.

Надбавки к коэффициентам риска по отдельным видам активов учитываются при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Для кредитных организаций (банковских групп), принявших на себя обязанность по применению банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков в целях расчета обязательных нормативов, особенности применения надбавок к коэффициентам риска по отдельным видам активов устанавливаются нормативным актом Банка России.»;

6) статью 53 дополнить словами «в порядке, определенном нормативным актом Банка России»;

7) пункт 10 части первой статьи 62 признать утратившим силу;

8) статью 71 признать утратившей силу;

9) пункт 2 части пятой статьи 75 после слов «предупреждению банкротства,» дополнить словами «а также инвесторам, указанным в подпункте 1 пункта 8 статьи 189 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и являющимся банками,»;

10) в статье 76 10 :

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

«Управляющая компания с согласия Совета директоров за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, создаваемый в соответствии со статьей 76 12 настоящего Федерального закона, вправе предоставлять кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, а также инвесторам, указанным в подпункте 1 пункта 8 статьи 189 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и являющимся банками, субординированные займы (облигационные займы, депозиты), соответствующие требованиям, установленным статьей 25 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».»;

б) части третью — десятую считать соответственно частями четвертой — одиннадцатой.

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2014, N 52, ст. 7543; 2017, N 18, ст. 2661; N 48, ст. 7052) следующие изменения:

1) статью 189 47 дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14. Комитет банковского надзора Банка России вправе принять решение о неприменении мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», к инвестору, указанному в подпункте 1 пункта 8 статьи 189 49 настоящего Федерального закона и являющемуся банком, в случае реорганизации в форме присоединения к такому инвестору банка, в отношении которого Банком России принято решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 13 настоящей статьи, и осуществляются меры по предупреждению банкротства в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, в течение срока реализации этого плана.»;

2) в абзаце первом пункта 12 статьи 189 49 слова «денежных средств Агентства» заменить словами «имущества Агентства», слово «соответственно» исключить;

3) в статье 189 50 :

а) в пункте 20 1 :

абзац первый после слов «Управляющей компанией» дополнить словами «или Агентством»;

абзац второй дополнить словами «или Агентства»;

абзац шестой после слов «настоящей статьи» дополнить словами «или статьей 189 34 настоящего Федерального закона»;

абзац седьмой после слов «Управляющей компании» дополнить словами «или Агентства»;

б) пункт 21 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае выкупа Банком России или Агентством указанных в настоящем пункте ценных бумаг после принятия Банком России решения об уменьшении размера уставного капитала банка до одного рубля в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи дата, на которую определяются (фиксируются) владельцы выкупаемых ценных бумаг, не может быть установлена ранее чем через семь дней после направления требования о выкупе ценных бумаг в публичное общество. При этом срок оплаты выкупаемых ценных бумаг не может быть более чем семь дней со дня, на который определяются (фиксируются) владельцы выкупаемых ценных бумаг.».

Внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029; 2008, N 52, ст. 6225; 2011, N 1, ст. 49; N 49, ст. 7059; 2013, N 19, ст. 2308; N 52, ст. 6975; 2014, N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 14) следующие изменения:

1) часть 6 статьи 15 дополнить словами «и на случаи оплаты Агентством акций (долей) банков с использованием облигаций федерального займа в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

2) часть 1 статьи 16 после слов «Федерального закона,» дополнить словами «имущественных взносов Банка России, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,».

Статью 10 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6673) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Кредитор, являющийся кредитной организацией, в соответствии с договором потребительского кредита (займа) после совершения заемщиком каждой операции с использованием электронного средства платежа, с использованием которого заемщику был предоставлен потребительский кредит (заем), обязан проинформировать заемщика о размере его текущей задолженности перед кредитором по договору потребительского кредита (займа) и о доступной сумме потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования по договору потребительского кредита (займа) путем включения такой информации в уведомление, предусмотренное частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».».

Статью 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 4; N 17, ст. 2473) дополнить частями 6 — 8 следующего содержания:

«6. Облигации федерального займа, указанные в части 1 настоящей статьи и внесенные в качестве имущественного взноса Банка России в имущество Агентства, могут быть использованы Агентством на основании решения совета директоров Агентства для оплаты акций (долей) банков. Советом директоров Агентства может быть принято решение о передаче в собственность Российской Федерации приобретенных Агентством акций (долей), имущества (имущественных прав) банков в счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации, внесенного в имущество Агентства в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

7. При оплате Агентством акций (долей) банков с использованием облигаций федерального займа, указанных в части 6 настоящей статьи, а также при передаче акций (долей) банков в собственность Российской Федерации не применяются положения федеральных законов, устанавливающие порядок:

1) получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;

2) получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу);

3) приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций банка, являющегося акционерным обществом;

4) выкупа акций обществом по требованию акционеров;

5) соблюдения порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах;

6) привлечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти для определения цены размещения акций банка;

7) реализации права преимущественного приобретения акций (долей) банка;

8) одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность;

9) денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций, в том числе с привлечением независимого оценщика.

8. По решению совета директоров Агентства за счет денежных средств, полученных от Банка России, Агентство вправе предоставлять субординированные займы (облигационные займы, депозиты) банкам, которым ранее Агентством были переданы облигации федерального займа в субординированные займы и (или) субординированные облигационные займы которых ранее были оплачены Агентством такими облигациями. Срок предоставления Агентством субординированных займов (облигационных займов, депозитов) банку за счет денежных средств, полученных от Банка России, не может превышать срок предоставленного Агентством ранее этому банку субординированного займа и (или) приобретенного субординированного облигационного займа, в оплату которого были переданы облигации федерального займа, с наибольшими сроком предоставления и (или) сроком погашения.».

1. Правительство Российской Федерации в 2018 году вправе принять в казну Российской Федерации передаваемые государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» за счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации, внесенного в соответствии с частью 9 статьи 23 Федерального закона от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», на сумму до 150 000 000,0 тыс. рублей все обыкновенные акции публичного акционерного общества «Промсвязьбанк», приобретенные государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в 2018 году, по цене приобретения таких акций государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (балансовой стоимости).

2. Количество акций публичного акционерного общества «Промсвязьбанк», передаваемых в казну Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, сумма уменьшения имущественного взноса Российской Федерации, внесенного в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», соответствующая балансовой стоимости передаваемых акций, определяются решением Правительства Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

rg.ru

Изменения-2018 в нормативных актах для банков

дата публикации: 10.01.2018

Как обычно, начало каждого года сопровождается существенными изменениями федеральных законов и нормативных актов Банка России. В этой статье мы излагаем самые важные нововведения и рассказываем о том, что изменяется в 2018 году для кредитных организаций.

С 1 января 2018 года все граждане России стали её валютными резидентами вне зависимости от наличия другого гражданства, вида на жительства в иной стране и даже фактического постоянного проживания вне России. Такие правки внесены в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», но нужно отчетливо понимать, что понятия «налогового резидентства» это абсолютно не касается, поскольку последнее регулируется Налоговым кодексом, а не законом № 173-ФЗ.

С точки зрения банковского дела из-за смены понятия «резидент» появилось довольно много нюансов. Во-первых, согласно Положению 579-П банковские и прочие счета открываются для резидентов и нерезидентов на разных счетах второго порядка, и поэтому открытые ранее счета нашим гражданам как нерезидентам должны, по-видимому, сменить свой номер… Напомним, что понятия «резидент» и «нерезидент» в 579-П применяются в значении, установленном валютным законодательством РФ.

Во-вторых, требования статьи 12 закона 173-ФЗ к порядку открытия счетов и вкладов в зарубежных банках, проведения по этим счетам валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по таким счетам и вкладам, не применяются к физическим лицам-резидентам, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составил более 183 ней. Эта норма распространена и на тех, чей срок пребывания в истекшем, 2017 году, за пределами РФ в совокупности составил более 183 дней. Иными словами, любые граждане РФ, по факту находившиеся за границей в 2017 году более 183 дней, а также все те, кто и в последующие годы проведет большую часть времени за рубежом, НЕ должны:

  • уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) за границей и об изменении реквизитов (ни в течение месяца, ни потом)
  • соблюдать ограничения по зачислению и списанию денег с заграничных счетов, установленные статьей 12 закона 173-ФЗ
  • представлять российским налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Тем не менее, если по прошествии календарного года окажется, что физлицо в совокупности провело за границей 183 дня или менее, то в срок до 01 июня наступившего года нужно подать в налоговую инспекцию уведомления от об открытии счетов (изменении реквизитов / закрытии счетов) и представить отчеты о движении средств.

И если раньше переводы средств физлицами-резидентами со своих российских счетов на свои счета, открытые в банках за пределами РФ, осуществлялись при условии предъявления уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления, то с 2018 года данная норма в отношении физлиц в законе отсутствует! Ведь гражданин России, будучи валютным резидентом России, имеет право не сообщать никому о своих зарубежных счетах, если преимущественно проживает за границей, и переводы с его российских счетов должны осуществляться без ограничений и без требования представлять банку уведомления об открытии счета. Это значит, что во внутренние документы банка нужно внести изменения, исключив обязательность проверки уведомления об открытии счета за границей.

С 1 января 2018 года для всех банков обязателен к применению Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», который заменил МСФО 39.

Начиная с расчета за I квартал 2018 года увеличена базовая ставка взносов в фонд страхования вкладов с 0,12% до 0,15% среднего остатка вкладов за квартал. Это максимально возможный уровень ставки по закону № 177-ФЗ, и с момента функционирования системы страхования вкладов такой высокой она ещё не была. Соответственно, дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов, подлежащих уплате банками в АСВ, также выросли, поскольку установлены в процентном отношении к базовой ставке.

С 01 января 2018 года начался переходный период в один год, в течение которого банки должны определиться, в какой категории они намерены работать: как банки с базовой лицензией или как банки с универсальной лицензией. Все действующие и ещё не определившиеся банки сейчас априори признаны «банками с универсальной лицензией». Новая структура банковского сектора должна сложиться к началу 2019 года. При этом предполагается, что Инструкция № 180-И «Об обязательных нормативах банков» распространяется теперь только на универсальные банки, а Инструкции, которая должна регулировать нормативы для банков с базовой лицензией, официально зарегистрированной и опубликованной, на дату написания статьи нет.

Изменены ставки отчислений в ФОР, при этом они дифференцированы для банков с базовой лицензией и для банков с универсальной лицензией согласно Указанию № 4604-У от 13.11.2017. Начиная с регулирования размера обязательных резервов за декабрь 2017 года применяются следующие ставки:

Вид обязательств банка

Нормативы ФОР
для банков
с универсальной лицензией

Нормативы ФОР
для банков
с базовой лицензией

Перед физлицами в рублях

Перед юрлицами-нерезидентами
в рублях

По иным обязательствам в рублях

Перед физлицами
в иностранной валюте

По всем иным обязательствам
в иностранной валюте

Перечень форм отчетности кредитных организаций дополнен следующими формами (внесены изменения в 4212-У):

– 0409121 «Расчет системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) («Базель III»)»

– 0409203 «Сведения о счетно-сортировальных машинах кредитной организации, применяемых при обработке банкнот Банка России, предназначенных для выдачи клиентам»

– 0409716 «Сведения кредитной организации, осуществляющей клиринговую деятельность, об исполненных обязательствах, допущенных к клирингу, за отчетный период»

– 0409720 «Сведения о результатах стресс-тестирования рисков центрального контрагента»

– 0409721 «Сведения о результатах оценки точности модели центрального контрагента»

– 0409722 «Сведения об обязательных нормативах и о выделенном капитале центрального контрагента»

– 0409723 «Сведения об оценке непрерывности деятельности центрального контрагента»

– 0409810 «Отчет об изменениях в капитале кредитной организации (публикуемая форма)».

В новой редакции или в редакции с существенными изменениями с 01 января 2018 года изложены формы 0409157 «Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации», 0409260 «Информация о банкоматах кредитной организации, предназначенных для оказания платежных услуг», 0409302 «Сведения о размещенных и привлеченных средствах», 0409303 «Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам», 0409316 «Сведения о жилищных кредитах», 0409401 «Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях», 0409603 «Сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них», 0409706 «Сведения об объемах внебиржевых сделок», 0409707 «Сведения об осуществлении брокерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами», 0409808 «Отчет об уровне достаточности капитала для покрытия рисков, величине резервов на возможные потери по ссудам и иным активам (публикуемая форма)», 0409813 «Сведения об обязательных нормативах, показателе финансового рычага и нормативе краткосрочной ликвидности (публикуемая форма)».

В новой редакции с 01 марта 2018 года излагается форма отчетности 0409405 «Сведения об операциях с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имущество, совершенных между резидентами и нерезидентами» и форма 0409665 «Отчет о валютных операциях, осуществление которых предусматривает оформление паспорта сделки».

В новой редакции с 01 апреля 2018 года изложены формы 0409070 «Сведения об использовании кредитной организацией интернет-технологий», 0409129 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией средствам» и 0409711 «Отчет по ценным бумагам».

С 01 апреля 2018 года утрачивает силу форма 0409116 «Сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией».

Кроме того, внесены небольшие правки в некоторые формы отчетности и изменены порядки составления и представления ряда форм.

Начиная с отчетности за 2017 год кредитные организации вправе отражать в годовой бухгалтерской отчетности только существенные корректирующие события после отчетной даты. Критерий существенности составляет не более 5% от суммы, отраженной по соответствующему символу ОФР за отчетный год без учета СПОД. Соответствующие изменения внесены в Указание 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

01 января 2018 года вступило в силу Положение 596-П, которое устанавливает порядок расчета норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования, или сокращенно – НЧСФ) для системно значимых кредитных организаций. Минимально допустимое числовое значение нормативов Н28 и Н29 – 100%.

С 01 февраля 2018 года вступает в силу Федеральный закон № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно (синдикат кредиторов).

Согласно закону, заемщиком по договору синдицированного кредита (займа) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а участниками синдиката кредиторов – кредитные организации, включая Внешэкономбанк, иностранные банки, международные финансовые организации, иностранные юрлица, которые в соответствии со своим личным законом вправе заключать кредитные договоры, НПФ, управляющие компании и специализированные депозитарии ИФ, ПИФ и НПФ, а также иные российские юридические лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.

С 01 марта 2018 года вместо 138-И вступает в силу новая Инструкция Банка России № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая отменяет требование об оформлении резидентами паспорта сделки и представлении справок о валютных операциях. Вместо этого вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Банк, принявший контракт на учет (банк учёта контракта), кратко будет именоваться «Банк УК». Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов. Постановка на учет контрактов банками осуществляется в течение одного рабочего дня. Новый порядок исключает основание для отказа банком в постановке контракта на учет. Помимо этого, с 50 тысяч долларов США до 6 млн рублей увеличено значение суммы, при которой необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам.

Коды валютных операций претерпевают изменения также с 01 марта 2018 года.

С 01 июня 2018 года начинают действовать правила о совместном использовании банковского счета несколькими лицами (изменена статья 845 ГК РФ, которая называется «Договор банковского счета»). В случае, когда договор банковского счета заключен клиентами-супругами, права на денежные средства, находящиеся на совместном счете, являются общими правами клиентов-супругов, если иное не предусмотрено брачным договором, о заключении которого клиенты-супруги уведомили банк. Такая практика распространена в европейских странах. В случае открытия совместного счета физлицами, не являющимися супругами, права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими таким лицам в долях, определяемых пропорционально суммам денежных средств, внесенных каждым из клиентов или третьими лицами в пользу каждого из клиентов, если иное не предусмотрено договором банковского счета.

С 01 июня 2018 года вступают в силу правки, внесенные в статьи 837 и 844 ГК РФ, которые кардинально изменяют правила выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов. Сберегательные сертификаты должны выпускаться и обращаться только среди физлиц и индивидуальных предпринимателей, депозитные – только среди юрлиц. С июня 2018 года эти ценные бумаги будут выпускаться только именными (а ранее выпускались и на предъявителя). Соответственно, суммы по всем вкладам, удостоверенным сберегательными сертификатами, будут подлежать страхованию в соответствии с законом № 177-ФЗ, а нынешняя возможность привлекать средства физлиц через выпуск сертификатов на предъявителя и экономить на взносах в ССВ, будет закрыта.

С июня 2018 года процентную ставку для досрочного погашения сертификата можно как предусматривать, так и не предусматривать, при этом банк освобождается от обязанности выдавать по первому требованию физлицу его вклад, если он удостоверен сберегательным сертификатом и на нём не предусмотрено право владельца на досрочное получение вклада. Таким образом, банки впервые получат возможность привлекать и удерживать деньги от физлиц до окончания оговоренного срока, не выдавая денежные средства вкладчику досрочно по его требованию.

Являясь документарными ценными бумагами, сберегательные и депозитные сертификаты смогут выдаваться на условиях обездвижения, когда сертификаты не выдаются на руки их владельцам, а права владельцев закрепляются в едином сертификате, реквизиты которого должны быть установлены Банком России.

Выданные до 01 июня 2018 года сберегательные и депозитные сертификаты сохраняют свое действие на тех условиях, на которых они были выданы. Новые положения ГК РФ будут применяться к правоотношениям, возникшим после 01 июня 2018 года, и к договорам, заключенным после этой даты.

С 01 июня 2018 года появляется новый вид банковского счета: публичный депозитный счет (статьи 860.11 – 860.15 ГК РФ), который может открываться в российских кредитных организациях с величиной капитала не менее 20 млрд рублей.

По договору публичного депозитного счета, заключаемому для целей депонирования денежных средств в случаях, предусмотренных законом, банк обязуется принимать и зачислять в пользу бенефициара денежные средства, поступающие от должника или иного указанного в законе лица (депонента), на счет, открытый владельцу счета (нотариусу, службе судебных приставов, суду и иным органам или лицам, которые в соответствии с законом могут принимать денежные средства в депозит).

По публичному депозитному счету на основании распоряжения владельца счета могут совершаться операции по перечислению или выдаче депонированных денежных средств бенефициару и возврату этих денежных средств депоненту либо по его указанию другому лицу. Совершение иных операций по публичному депозитному счету и кредитование счета не допускаются, если иное не предусмотрено законом.

Владелец публичного депозитного счета несет ответственность перед бенефициаром и депонентом за совершение операций по такому счету с нарушением правил о депонировании, установленных законом.

Бенефициар не вправе требовать совершения операций с денежными средствами, поступившими на публичный депозитный счет в его пользу, непосредственно от банка, но бенефициар вправе потребовать от владельца счета перечисления себе денег с публичного депозитного счета по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательно.

С 30 июня 2018 года вступают в силу правки, внесенные в закон № 115-ФЗ, устанавливающие правовые основы для удаленной идентификации клиента банка-физлица с использованием его биометрических данных, а также сведений о нем, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), что позволит банкам открывать банковские счета и вклады (в том числе впервые в новом для клиента банке) без личного присутствия физлица при успешном прохождении им удаленной идентификации.

ЦБ РФ получит право установить критерии определения и перечень кредитных организаций, которые не могут удаленно открывать вклады клиентам-физлицам.

С 01 июля 2018 года начнет применяться электронная закладная при оформлении ипотеки.

Закладная с июля 2018 года является именной документарной ценной бумагой или бездокументарной ценной бумагой, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного УКЭП, который хранится в депозитарии. Соответствующие правки внесены в закон № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

С 02 июля 2018 года прекратят своё действие Положения 303-П, 384-П и 544-П, а также Указание 1822-У. Изменится структура БИК. Начнет функционировать перспективная платежная система Банка России (ППС). Взамен документов, утративших силу, будет действовать Положение № 595-П «О платежной системе Банка России». Положение 595-П касается как сервисов срочного перевода (БЭСП, ППС), так и сервисов несрочного перевода (МЭР, ВЭР, рейсы).

А с 01 января 2019 года уже сейчас предусмотрено вступление в силу такого количества изменений, что даже немножечко не по себе…

При цитировании, перепечатке и использовании материалов

с сайта Банковской бизнес-школы ПрофБанкинг

www.profbanking.com

Это интересно:

  • Рассрочку по уплате налога Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Журнал пособия Как узнать, что документ ушел на оплату? (о статусах в "Журнале пособий" в Электронном кабинете Страхователя) С 1 июля текущего года выплату пособий по обязательному социальному страхованию осуществляет Фонд социального страхования: […]
  • Закон о защите от рекламы Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются: 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у […]
  • Приказ медосмотра детей Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (утратил […]
  • Ук рф 2018 статья 264 Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств См. комментарии к статье 264 УК РФ О судебной практике по делам о […]