Межрегиональный Центр независимой

г. Новосибирск, ул. Выставочная 32/1, кв.144
Адрес для почтовой корреспонденции: 630049 ул. Галущака 2, 5 подъезд, офис №37
Телефоны: (383)375 45 61, +7 923-775-45-61. E-mail: [email protected] Прием: Пн.-Пт. 09.00-18.00

Дата публикации: 24 июля 2017 .

Понятие судебной медико-социальной экспертизы законодательно не определено. Между тем, по определению судов, назначаются судебные медико-социальные экспертизы по обоснованности вынесенного решения по наличию признаков инвалидности, установлению степени утраты профессиональной трудоспособности, как федеральным учреждениям МСЭ, так и различным негосударственным организациям, имеющим соглашения со специалистами, обладающими специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.

Закон закрепляет понятие медико-социальной экспертизы и понятие судебной экспертизы.

Так, согласно ст. 9 Федерального Закона от 31.05.2011 г. №73-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» — судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Согласно ст.7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениям и дополнениями от 28.07.2014 г.), медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Опираясь на вышеуказанное, можно определить понятие судебной медико-социальной экспертизы, как процессуального действия, состоящего из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам медико-социальной экспертизы, поставленных перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Нормы, регулирующие проведение судебной медико-социальной экспертизы закреплены в гражданско-процессуальном законодательстве (глава 6 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Доказательства и доказывания») и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (от 31.05.2001 г. №73-ФЗ с изменениями и дополнениями).

Ст.41 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ» установлено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться в негосударственных судебно-экспертных учреждениях лицами, обладающими специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ», распространяется действие статей 2, 4, 6-8, 16 и 17, части 2 статьи 18, статей 24 и 25 вышеуказанного ФЗ. Определением Конституционного суда РФ от 21.02.2008 г. №96-0-0 отмечено, что хоть законодатель и возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством способы получения доказательств, в т.ч. назначение экспертизы (и не ограничил их назначение только в учреждениях ФГУ МСЭ).

Судебная медико-социальная экспертиза делится: судебная медико-социальная экспертиза по материалам дела и судебная медико-социальная экспертиза в отношении живых лиц (Пузин С.Н., Клевно В.А., Лаврова Д.И., Дымочка М.А. Судебная медико-социальная экспертиза: правовые и организационные основы. М.: ГЭОТАР-Медицина, 2010.- с.11).

Судебная медико-социальная экспертиза по материалам дела

При проведении судебной медико-социальной экспертизы по материалам дела исследованию подлежат имеющиеся в деле медицинские документы и другие материалы:

• медицинские карты стационарного больного;
• медицинские карты амбулаторного больного;
• истории развития ребенка;
• истории родов;
• медицинские справки о состоянии здоровья;
• результаты внесудебной медико-социальной экспертизы (акты и протоколы освидетельствования в бюро МСЭ, включая направление больного на МСЭ из лечебно-профилактического учреждения);
• заключения первичных судебно-медицинских экспертиз;
• показания лиц, участвующих в деле, свидетелей, специалистов;
• протоколы изъятия вещественных доказательств.

Источником информации для данной экспертизы могут стать материалы других экспертиз. В случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования разных специальных познаний.

Судебная медико-социальная экспертиза в отношении живых лиц представляет собой изучение представленных документов, проведение анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проведение обследования лица, в отношении которого назначена судебная медико-социальная экспертиза.

В настоящее время ситуация по назначению судами проведения судебной медико-социальной экспертизы обстоит следующим образом:

При обращении в суд с иском к учреждениям МСЭ по обжалованию решений МСЭ, гражданин ходатайствует перед судом о назначении судебной медико-социальной экспертизы в негосударственном учреждении, мотивируя свое ходатайство тем, что все Главные бюро МСЭ субъектов РФ непосредственно подчиняются Федеральному бюро МСЭ, в то время как в силу требований ч.1 ст.18 ГПК РФ эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился, или находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей. Поэтому проведение экспертизы в любом субъекте может вызвать сомнение в объективности и беспристрастности, так как он находится в структурном подчинении Федерального бюро МСЭ.

Суд, как правило, отказывает в удовлетворении ходатайства, мотивируя тем, что в негосударственном учреждении, занимающимся вопросами судебной медико-социальной экспертизы, отсутствует лицензия на проведение медико-социальной экспертизы.

Между тем, государство для защиты конституционных охраняемых прав граждан в сфере здравоохранения создает механизмы, направленные на обеспечение защиты нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке. Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом») порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением.

Так, согласно пунктам 42-45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в Главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Главное бюро. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. На основании пункта 46 Правил решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя. При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалование решений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов защиты является проведение судебной экспертизы. С помощью судебной экспертизы устанавливаются имеющие значение для дела факты, тем самым проведение экспертизы способствует защите нарушенного права.

Исходя из анализа действующего законодательства и судебной практики, как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции можно прийти к выводу о том, что судебная медико-социальная экспертиза не подлежит лицензированию.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон). Статьей 12 Закона определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в том числе медицинская деятельность (п.46 ч.1 ст.12 Закона).

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее Положение). Пунктом 3 указанного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, судебная медико-социальная экспертиза не включена в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Статья 32 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет следующие виды медицинской помощи:

-первичная медико-санитарная помощь;
— специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
-скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
— паллиативная медицинская помощь.

Лицензированию в настоящее время подлежат Федеральные учреждения Медико-социальной экспертизы при производстве медико-социальной экспертизы в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Результатом проведения медико-социальной экспертизы, согласно п.11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014 г. №59н является:

— при установлении инвалидности — выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

— при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания — выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и т.д.

Результатом судебной медико-социальной экспертизы является заключение эксперта. Согласно ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», заключением эксперта является письменный документ, в котором отражены ход проведенного экспертом исследования и полученные результаты.

Соответственно, медико-социальная экспертиза и судебная медико-социальная экспертиза не идентичные понятия, а разные виды экспертиз. Однако, при назначении судебной медико-социальной экспертизы суды требуют у организации проводящей судебную экспертизу лицензию на проведение медико-социальной экспертизы, что противоречит нормам действующего гражданско-процессуального законодательства, закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Положению о лицензировании медицинской деятельности.

Не обоснованы требования судов при производстве судебных медико-социальных экспертиз у организаций проводящих, данные виды экспертиз, лицензии на осуществление судебно-медицинской деятельности.

Кроме того, из анализа действующего № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ», Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 20.12.2002 г. №346, Приказа Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н (ред. от 26.12.2011) «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» эксперты в области судебной медико-социальной экспертизы должны обладать высшим профессиональным образованием по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», а также послевузовским профессиональным образованием или дополнительным образованием – ординатура по специальности «Медико-социальная экспертиза» или профессиональная подготовка по специальности «Медико-социальная экспертиза» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Детская хирургия», «Неврология», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Психиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Эндокринология».

При проведении судебно-медицинской экспертизы врач-судебно-медицинский эксперт должен обладать высшим профессиональным образованием, образованием по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия», интернатурой или (и) ординатурой по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», или профессиональная переподготовка по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» при наличии одной из специальностей: «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Патологическая анатомия», «Пластическая хирургия», «Сердечно -сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», соответственно участвовать при проведении судебных медико-социальных экспертиз не может, так как не обладает специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.

Таким образом, судебная медико-социальная экспертиза является самостоятельным видом судебных экспертиз, отличной от судебно-медицинской экспертизы и медико-социальной экспертизы. Судебная медико-социальная экспертиза, согласно действующему законодательству, не подлежит лицензированию и проводится экспертными организациями (государственными или негосударственными) или судебными экспертами в области медико-социальной экспертизы, имеющими сертификат по специальности «Медико-социальная экспертиза», по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области медико-социальной экспертизы и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Неправомерный отказ назначения судами проведения судебной медико-социальной экспертизы в негосударственных учреждениях, занимающихся судебной медико-социальной экспертизой, влечет нарушение конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), а также согласно ст. 12 ГПК РФ, обязании суда по каждому делу обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательств.

www.expert-danilova.ru

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Проведен анализ конкретных решений судов при обжаловании заключений Бюро медико-социальной экспертизы в различных субъектах РФ. Установлены типичные поводы для обжалования, причины несогласия пациентов. Предлагается оптимальный, по мнению автора, вариант последовательности изучения причин инвалидности, изложенных в медицинской документации. Определена значимость продолжения подобного анализа для совершенствования судебной практики.

За время существования врачебно-трудовой экспертизы законодательство допускало только административный порядок обжалования. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года впервые в нашей стране разрешил обжалование решений ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии) в судебном порядке. Это решение принято при реформировании ВТЭК и переименовании ее в Государственную службу медико-социальной экспертизы. Указанным правом смогли воспользоваться как граждане, так и организации.

Обобщающих исследований, направленных на изучение статистики судебных обжалований решений Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), в настоящее время не проводилось. Поэтому возможен только качественный анализ, с одной стороны, мотивов существующих исковых требований, с другой, и потенциально возможных. Направляющими в этом анализе могут служить закрепленные в законодательстве полномочия Государственной службы медико-социальной экспертизы (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Наиболее распространены обычно инициируемые гражданами иски о группе инвалидности и о дающих особо выгодные льготы причинах инвалидности (связанные с военной службой, с производством, участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС).

Примером случая обжалования группы инвалидности может служить иск гражданки О. к Главному бюро МСЭ Республики Калмыкия. Больная получила специальность уборщицы, с 1979 года признавалась ВТЭК общего состава инвалидом II группы по диагнозу: «олигофрения в степени умеренно выраженной дебильности»; с 1981 года III группа инвалидности. В дальнейшем от освидетельствования ВТЭК уклонялась. В 1998 году при новом освидетельствовании в бюро МСЭ признана инвалидом III группы. Истец обосновывала свои требования об установлении II группы тем, что диагностическая оценка состояния была одинаковой при освидетельствованиях в 1979 г. и в 1998 г., что, по ее мнению, предполагало и одинаковое решение при медико-социальной экспертизе. Однако диагностирование умеренно выраженной дебильности позволяет присвоить освидетельствуемому, согласно критериям инвалидности, только III группу либо не признать его инвалидом. Следовательно, ситуация спора, приведшая к судебному разбирательству, была во многом обусловлена ошибочным решением ВТЭК в 1979 году.

Другим примером может служить жалоба гражданина Б. к Владимирскому областному бюро МСЭ по установлению причины инвалидности, связанной со службой в Афганистане. Больной перенес в 1985 г. во время службы в Афганистане вирусный гепатит «А» (желтушная форма, легкая форма); амебиаз (смешанная форма). В феврале 1997 года признан по диагнозу: идиопатический проктосигмоидит, дисбактериоз кишечника, хронический холецистит (стадия ремиссии), дуодено-гастральный рефлекс, астено-невротическое состояние — инвалидом III группы (причина инвалидности — «общее заболевание»). В августе 1997 года поставлен диагноз: последствия органического поражения ЦНС сложного генеза (хроническая интоксикация, ЧМТ) с умеренно выраженными изменениями личности, стойким выраженным психопатоподобным синдромом (эксплозивный вариант), хронический некалькулезный холецистит в стадии ремиссии с редкими обострениями, дискинезия желчевыводящих путей по гипомоторному типу (легкая степень), идиопатический проктосигмоидит в стадии ремиссии, дисбактериоз I ст., хронический гастродуоденит в стадии ремиссии. Установлена II группа инвалидности. В жалобе гражданину отказано, поскольку доказательства по делу, в том числе судебно-медицинская экспертиза, показали: гастроэнтерологическая патология не связана с перенесенным в годы службы в армии заболеванием и не дает оснований для установления инвалидности.

Распространенным видом споров (обычно между гражданином и предприятием, а в последнее время — и с участием Фонда социального страхования) являются споры об определении степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.

Примером подобного иска может быть жалоба гражданина П. на действия Подольского бюро МСЭ. Гражданин П. получил за время трудовой деятельности несколько основных профессий (формовщик-сборщик форм, откатчик форм опок, прессовщик проводов кабелей). Данные работы были связаны с физическим перенапряжением и вибрацией. В декабре 1990 года установлено профессиональное заболевание: стенозирующий лигаментит карпального сустава правой кисти. С начала 1991 года определялась 50%-ная утрата профессиональной трудоспособности, в июле 1999 года установлена 30%-ная утрата профессиональной трудоспособности. Решением Подольского городского суда от двенадцатого октября 2000 года жалоба была признана обоснованной, бюро МСЭ обязали установить истцу 60%-ную утрату профессиональной трудоспособности. Причиной ошибочного заключения бюро МСЭ, которое было обжаловано в судебном порядке, послужило неправильное определение возможностей больного по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности по основным профессиям. Имеющееся профессиональное заболевание связано с физическим перенапряжением и вибрацией, а основные профессии больного предполагают действие этих факторов. Поэтому невозможность выполнять работу по этим профессиям дает основание для определения 60%-ной утраты профессиональной трудоспособности (согласно пункту 2.5.1. постановления Правительства РФ от 23.04.94 года N 392 «Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей»).

Единичными являются иски, связанные с определением причины смерти инвалида и потребности инвалида в различных видах социальной защиты. Отсутствуют иски о сроках инвалидности, о времени наступления инвалидности, связанные с разработкой индивидуальной программы реабилитации, связанные с причинением вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности.

Анализ малораспространенных вариантов судебных споров свидетельствует о следующих особенностях медицинской помощи и реабилитации.

Во-первых, согласно законодательству, при выполнении индивидуальной программы реабилитации (ИПР) услуги или товары предоставляются больным бесплатно (при включении в федеральную базовую программу) либо расходы возмещаются. Поэтому правомерно было ожидать исковые требования к бюро МСЭ, связанные с отказом от оформления ИПР или невключения в нее определенных позиций. Отсутствие подобных судебных споров говорит о стремлении больных к констатации инвалидности как к источнику пенсии и различных льгот, нежелании пациентов пройти реабилитацию, а также о нацеленности медицинских служб на удовлетворение потребности в реабилитации.

Во-вторых, отсутствие исков, связанных с причинением вреда здоровью, может быть обусловлено низкой правовой информированностью граждан и особенно инвалидов, имеющих ограничения социальной активности. Другими причинами этого явления могут также быть недостаточное развитие систем страхования и комплекса мероприятий по оценке качества медицинских услуг.

Анализ гражданских дел демонстрирует, что стороны в процессе располагают недостаточной доказательной базой и необходимой аргументацией. В идеальном плане система доказательств у сторон, особенно у бюро СМЭ как ответчика, должна опираться на следующие факты:

1) доказательство наличия симптоматики болезни или увечья;

2) доказательство имеющихся синдромов и установление факта болезни или увечья;

3) доказательство наличия и выраженности инвалидизирующих синдромов;

4) выявление расстройств функций организма и степени их выраженности, а также связи этих расстройств с инвалидизирующими синдромами;

5) выявление связи между расстройствами функций организма и видами ограничений жизнедеятельности, доказательство факта инвалидности, ее причины;

6) доказательство необходимости в реабилитации, ее объем и виды.

В имеющихся исковых заявлениях обычно сообщаются лишь сведения о заболевании, из описания которого не следует констатация его тяжести, не приводятся законодательные и инструктивно-методические материалы, обосновывающие ошибочность принятого ранее экспертного решения. Указанные особенности существующей судебной практики позволяют наметить пути ее совершенствования через ознакомление судей, юрисконсультов предприятий, учреждений здравоохранения. Анализ подобной судебной практики в равной степени необходим как сотрудникам бюро медико-социальной экспертизы, впервые ощутившими судебную форму контроля своей работы, так и населению для грамотного изложения своих претензий и во избежание предъявления необоснованных требований.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: брус по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

www.alppp.ru

Межрегиональный Центр независимой

г. Новосибирск, ул. Выставочная 32/1, кв.144
Адрес для почтовой корреспонденции: 630049 ул. Галущака 2, 5 подъезд, офис №37
Телефоны: (383)375 45 61, +7 923-775-45-61. E-mail: [email protected] Прием: Пн.-Пт. 09.00-18.00

Дата публикации: 24 июля 2017 .

К вниманию читателей сайта представляются данные по иску к Федеральному учреждению МСЭ о признании незаконным решений об отказе в установлении инвалидности в связи с военной травмой.
Истец был направлен на освидетельствование в бюро МСЭ №30 «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России для установения группы инвалидности в связи с военной травмой. Решением бюро от 03.04.2014 года инвалидность не установлена, в связи с чем истец обжаловал данное решение экспертным составом №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, затем экспертным составом №14 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, которые подтвердили решение первичного бюро МСЭ. После обращения истца в суд определением суда от 01.12.2014 г. по данному делу была назначена очная судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России. Согласно заключению медико-социальной экспертизы №13/2014 оснований для установления группы инвалиности в связи с военной травмой на момент освидетельствования в бюро МСЭ №30 «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России 03.04.2014 года, 2 экспертным составом 13.05.2014 года ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, экспертным составом №14 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ 24.06.2014 года Минтруда России не имелось.
Истец обратился в Ленинский суд г. Воронежа для проведения повторной комплексной судебной медико-социальной экспертизы. Суд удовлетворил исковое заявление истца (см. далее) и назначил проведение комплексной судебной медико-социальной экспертизы Томбовскому бюро независимой медико-криминалистической экспертизы. Председателем экспертной комиссии была специалист-эксперт по вопросам МСЭ – Данилова Светлана Григорьевна, директор Межрегионального центра независимой медико-социальной экспетизы, г. Новосибирск.
Согласно заключению судебной экспертизы по материалам гражданского дела №15/12-014 основания для установления группы инвалиности в связи с военной травмой на момент освидетельствования в бюро МСЭ №30 «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России 03.04.2014 года, 2 экспертным составом 13.05.2014 года ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, экспертным составом №14 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ 24.06.2014 года Минтруда России имелись.
Согласно решению Лениского суда г. Воронежа решение об отказе в установлении инвалидности признано незаконным и суд обязал бюро МСЭ установить III группу инвалидности в связи с военной травмой с даты обращения в бюро МСЭ. Воронежский областной суд вынес апелляционное определение — решение Ленинского суда г. Воронежа оставить без изменений.

БЮРО НЕЗАВИСИМОЙ МЕДИКО -КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Лиц. № ЛО-68-01-000316 от 10.11.2010 г.
392036 Тамбов ул. Кронштадтская д.14 Б, тел. (4752) 72-34-02
Судебная экспертиза по материалам гражданского дела №15/12-14
от 17.12-29.12.2014 г.
На основании определения Ленинского районного суда города Воронежа о приостановлении производства по делу и назначении повторной судебной экспертизы под председательством К.А. Галкина от 01.12.2014 г. по иску ——- к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о признании незаконным решений в установлении инвалидности
Экспертами:
Председатель комиссии:
Данилова Светлана Григорьевна, специалист-эксперт по вопросам медико-социальной экспертизы, имеющая высшее медицинское образование (1990 г., Новосибирский государственный медицинский институт, специальность – «лечебное дело», диплом ТВ №429655), врач — невролог высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, сертификат по медико-социальной экспертизе А№4228771 Рег.№1771 от 30.06.2010 г., стаж работы в службе медико-социальной экспертизы 17 лет, в т.ч. руководителем травматологического филиала ФГУ ГБ МСЭ по Новосибирской области 16 лет, место работы: ИП Данилова С.Г. «Центр независимой медико-социальной экспертизы».
Члены комиссии:
Осипова Татьяна Михайловна, специалист-эксперт по вопросам медико-социальной экспертизы, имеющая высшее медицинское образование (1973 г., I Московский орд. Ленина и орд. Трудового Красного Знамени медицинский институт им. И.М. Сеченова, специальность «лечебное дело», диплом Ю№698365), сертификат по медико-социальной экспертизе серия А №4393153 от 18.12.2010 г. ФГУ «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов ФМБА России», стаж работы в службе медико-социальной экспертизы 5 лет
Струкова Елена Юрьевна, клинический психолог, специализация: клиническая психология, общественная реабилитация в психиатрии (Канадско-Российская программа по инвалидности психиатрическое направление), заведующая отделением психосоциальной реабилитации, медицинский психолог ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница», стаж работы по специальности 11 лет
проведена СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 15/12-14 ПО МАТЕРИАЛАМ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА в отношении Науменко Андрея Геннадьевича, 1980 г.р.

ВЫВОДЫ
Исследовав представленные материалы гражданского дела по иску по иску —— к ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о признании незаконным решений в установлении инвалидности, комиссия экспертов, исходя из требований ст. 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которых заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, пришла к следующему:
Вопрос
Имелись ли основания для установления ——- инвалидности в связи с военной травмой на момент освидетельствования в бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.04.2014 года, экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 13.05.2014 года, экспертного состава № 14 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 24.06.2014 года? Если имелись, указать – какие, на какой срок и группу инвалидности.
Ответ на вопрос
На момент освидетельствования в бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.04.2014 года, экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 13.05.2014 года, экспертного состава № 14 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 24.06.2014 года основания для установления ——— инвалидности в связи с военной травмой имелись.
Исходя из требований Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013Н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» основанием для установления третьей группы инвалидности явились стойкие умеренно выраженные нарушения функций обмена веществ и энергии, приводящие к ограничению способности к самообслуживанию 1 степени, ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени и вызывающие необходимость социальной защиты ———, включая реабилитацию.
Согласно п.п. 9, 11, 12 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 07.04.2008) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» третья группа инвалидности ——— должна была быть установлена сроком на 1 год — с 13.03.2014 г. до 01.04.2015 г.

www.expert-danilova.ru

Учреждения МСЭ, их виды, состав и функции: какие цели преследуют и каково назначение судебной медико социальной экспертизы

Из всех государственных задач, призванных решать проблемы социально незащищённых групп населения, особняком стоит деятельность МСЭ. Это первое звено, выделяющее группы граждан, нуждающихся в поддержке.

Медико-социальная экспертиза – это структура организации деятельности бюро, где на трёх уровнях проходит непосредственная экспертиза лиц с ограниченными возможностями, уполномоченная на признание за ними обозначенного статуса.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Назначение судебной медико социальной экспертизы – в трансляции государственных программ, направленных на поддержку инвалидов. Работа МСЭ строится на непосредственном взаимодействии с медицинскими учреждениями и производством, где трудятся граждане, нуждающиеся в поддержке.

Она осуществляет реорганизацию состояний обследуемых, которые, на основании освидетельствования, вправе получить гарантии, требуемые для восстановления здоровья. Важность сложно переоценить.

Цели экспертизы – обеспечение условий для лиц с инвалидностью, приближенных к социальным нормам и стандартам, доступным каждому человеку.
Таким образом, защищаются конституционные права лиц с ограниченными возможностями, гарантированные на законодательном уровне.

В ведении бюро – материальные компенсации, предоставляемые по его решению. Получение средств жизнеобеспечения гражданами осуществляется при тщательном исследовании их историй болезней, общей картины заболевания, которая характеризует потребность в инвалидизации, либо отменяет её.

Соответственно, вся целесообразная работа сводится к справедливому устройству, где лицам, находящимся в зоне экономического риска, выделяется помощь государства.

Главным принципом является не столько помощь в выживании, сколько реабилитация, выражающейся в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПРИ).

Разработка и внедрение в систему восстановления человека ИПРИ вменяется в ответственность местных бюро МСЭ, которые обязаны предоставить реабилитационную поддержку, направленную на восстановление здоровья.

Существующие виды

Бюро выполняет многофункциональные освидетельствования, которые проводятся по нескольким направлениям и делятся на виды:

  1. Установление инвалидности ребёнка на основании врождённых пороков или в результате длительно текущего заболевания, не приводящего к улучшению. Устанавливается лицам до 18 лет.
  2. Освидетельствование граждан и решение о признании инвалидности на основании перенесённых заболеваний и общей клинической картины, сопутствующей соматическим и психическим расстройствам.
  3. Реабилитация трудящихся, перенёсших производственные (и иные) травмы.
  4. Определение группы нетрудоспособности в результате хронического профессионального заболевания.
  5. Повторное освидетельствование перечисленных категорий лиц.
  6. Определение потребности в постоянном уходе со стороны близких родственников или призываемых на военную службу лиц, не способных самостоятельно осуществлять жизнедеятельность и самообслуживание.
  7. Установление причин инвалидности (дополнительно) для некоторых категорий.
  8. Определение утраты трудоспособности сотрудников ОВД, ОИН, МЧС и т.п.
  9. Определение причин смерти лица с ограниченной способностью жизнедеятельности, установленной МСЭ.

Однако к ней прилагается разработанная специалистами программа реабилитации, которую требуется пройти после переосвидетельствования и принятия положительного решения о предоставлении статуса нетрудоспособного.

Состав и структура

Настоящая структура произведена из существующей ранее врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК), которая ограничивалась в своей деятельности вопросами трудоспособности граждан. Связь с Министерством Труда и социальной защиты, в силу этого, сохранилась и сегодня.

В свою очередь, МСЭ выделяется в качестве подструктуры из Медико-биологического центра (МБЦ), имеющего научно-теоретическую, и основанную на ней, практическую, направленность.

Включает в себя расширенные функции, что требует чёткости в организации работы и определяется её соподчинённой иерархической структурой. Это трёхступенчатая система организации , которая состоит:

  • из местного бюро;
  • регионального учреждения;
  • Федеральной организации.

Из этого видно, кому подчиняется МСЭ. Каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему. Функции экспертизы, таким образом, целесообразно разделены, но составляют непосредственно связанную социальную организацию.
Органы экспертизы, таким образом, состоят из разного типа учреждений. На местном уровне выделяют бюро, где проходит непосредственное освидетельствование граждан. Эти органы расположены в городах и крупных населённых пунктах.

Региональные центры курируют их работу, представляя собой второй уровень организации работы. Они же подчиняются главному Федеральному бюро, которое расположено в г. Москва.

Эти три вида организаций наделены унифицированными полномочиями. Но каждая вышестоящая организация приобретает расширенные полномочия и наделяется ответственностью за деятельность нижестоящих и собственную работу.

Кроме внутренней подчинённости, в целом подчиняется непосредственно Медико-биологическому центру, в структуру которого входит. А в структуре МБЦ подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития.

Многие приказы и постановления, которыми оно руководствуется в своей деятельности, исходят из правительственного законотворческого источника РФ.

Деятельность и задачи

Деятельность бюро в целом направлена на реализацию программ защиты лиц с ограниченной трудоспособностью, что выражается в освобождении от производственного труда или предоставлении социальных гарантий, которые окажут материальную поддержку при переводе работника на более лёгкий и менее напряжённый вид труда.

Это резко снизило бы доходы инвалида, без государственной поддержки.

МСЭ распределяет граждан, претендующих на инвалидизацию, по группам нетрудоспособности. Здесь же происходит их дифференциация по возрастам, профессиональной принадлежности. Лицам, не достигшим совершеннолетия, присваивается категория ребёнок инвалид.

Достижение совершеннолетнего возраста требует переосвидетельствования и переоформления нетрудоспособности лица. Статус ребёнок инвалид меняется на инвалид с детства.

Аттестованные сотрудники силовых структур и приравненные к ним лица, реабилитируются по специальным программам.

В них присваиваются группы нетрудоспособности, проходит повторное обследование, с подтверждением или снятием статуса инвалида.

В Федеральном бюро МСЭ, а также в бюро субъектов федерации РФ проводится мониторинг эффективности реабилитационных назначений, разрабатываются дополнительные программы и совершенствуются имеющиеся в наличии.

Кроме этого:

  • систематически проводятся курсы повышения квалификации для врачей;
  • транслируются теоретические достижения;
  • внедряются новые формы работы;
  • устанавливаются новые компетенции.

В число решаемых специалистами бюро задач входят:

  1. Установление взаимодействия с местными медицинскими учреждениями с целью воссоздания максимально полной картины развития патологии, на основании представленной медицинской документации.
  2. Взаимодействие со стационарными учреждениями для освидетельствования тяжелобольных, не подлежащих транспортировке.
  3. Взаимодействие с предприятиями и организациями при установлении нетрудоспособности в результате несчастных случаев, приведших к травмам.
  4. Взаимодействие с органами пенсионного обеспечения и социально-реабилитационными центрами.
  5. Организация деятельности по освидетельствованию, присвоение групп нетрудоспособности гражданам различных категорий, снятие или продление срока инвалидности при повторном освидетельствовании.
  6. Установление и определение санитарных норм труда, гарантирующих снижение риска развития патологий.
  7. Разработка и реализация форм и методов реабилитации граждан из числа ограниченно трудоспособных, в непосредственном контакте с медико-социальными центрами реабилитации.
  8. Работа с документацией, её проверка, оформление и составление выписок о признании инвалидности.

Важным элементом экспертизы является разработка ИПРИ. Она проводится на трёх уровнях:

Кроме этого – на многочисленные акты, нормативы и правила, излагаемые в Письмах и Приказах Министерства Здравоохранения и социального развития. Они регламентированы законодательной документацией и утверждены Минюстом РФ.

При установлении инвалидизации, бюро опирается на правовой прецедент, изданный ещё в 1996 году и утверждённым Правительством РФ «Положением о признании лица инвалидом». Правовые гарантии, которые он устанавливает, опираются на законы Конституции, что сохраняет его актуальность, по сей день.

Все медицинские услуги, оказываемые в бюро МСЭ на всех уровнях, включены в базовую правительственную программу социального обеспечения граждан и предоставляются гражданам безвозмездно.

ИПРИ является обязательной формой реализации, вменяемой органам местного самоуправления на всех уровнях власти. Её не исполнение гарантирует административную ответственность. В ней должны участвовать все предприятия и организации региона, независимо от форм собственности.

Узнайте про особенности прохождения МСЭ для водителей и бухгалтеров, а также о том, как составляется заявление. Если что-то не получилось при прохождение, вы можете сделать это повторно.

Полномочия МСЭ

Практика освидетельствования опирается на базовые правовые полномочия членов комиссии, которые дают им определённые полномочия. В том числе:

  1. Решать вопросы, связанные с потребностью лица в поддержке.
  2. Устанавливать соответствующую заболеванию группу инвалидности или отменять её.
  3. Требовать от граждан, а также от организаций и исполнительной структуры, исполнения положений ИПРИ.
  4. Требовать дополнительные медицинские документы, если таковые потребуются для установления более полной картины течения заболевания.
  5. Принимать жалобы от граждан, в адрес нижестоящей структуры мсэ.
  6. Курировать и контролировать деятельность подчинённых структур, а также медицинских учреждений, участвующих в реабилитации лиц с инвалидностью.

Заключение

Определение статуса инвалида требует расширенного подхода и характеристик с места работы лица, а также наблюдения за его адаптивностью в социуме и способностью к самообслуживанию.

lawyer-consult.ru

Это интересно:

  • Отдел защиты прав потребителя владимир Отдел защиты прав потребителя владимир Нарушение в области санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителе Управление […]
  • Федеральный закон 255-фз в последней редакции Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • Федеральный закон от 24071998 г 125 фз Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N […]
  • Адвокаты по уголовным делам в сочи В большинстве своем люди твердо убеждены, что им никогда не доведется ни красть, ни убивать, ни каким-либо еще способом нарушать закон. И все-таки полностью зарекаться от таких ситуаций не стоит – от них никто не застрахован. Иногда […]
  • Заявление на ознакомление с делом в полицию Образец заявления об ознакомлении с материалами доследственной проверки Начальнику отдела МВД России по городу Энску от Петрова Вячеслава Александровича проживающего: город Энск, улица Энгельса 137 З а я в л е н и е По ранее […]
  • Пункт 2 статьи 24 ук рф Уголовно-процессуальный кодекс РФ Глава 4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного […]