Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка

Конституция Российской Федерации, во-первых, закрепляет обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы и, во-вторых, возлагает на органы местного самоуправления функцию охраны общественного порядка (ст. 15, 132). В целях реализации конституционных требований органы местного самоуправления принимают в рамках своей компетенции меры, обеспечивающие соблюдение Конститу­ции РФ и законов на своей территории.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту нарушаемых прав местного самоуправления. Местная администрация вправе предъявлять в суд или ар­битражный суд требования о признании недействительными актов органов государствен­ного управления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, органов местного самоуправления.

Охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью районных, городских органов внутренних дел. В районах, городах создается и функционирует также милиция общественной безопасности (местная милиция), которая согласно Закону Российской Федерации «О милиции» является составной частью мили­ции РФ и входит в структуру МВД. Однако в районах и городах милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. В состав местной ми­лиции входят: дежурные части, участковые инспекторы милиции, изоляторы для времен­ного содержания задержанных и заключенных под стражу, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции и др. Органы местного са­моуправления за счет собственных и привлеченных средств могут создавать дополнитель­ные подразделения местной милиции. Милиция общественной безопасности подчиняется непосредственно руководителям соответствующих органов внутренних дел субъектов РФ, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

При местной администрации действуют комиссии: административная; по делам не­совершеннолетних; наблюдательная, которые участвуют в реализации задач по обеспече­нию законности и общественного порядка на территории местного самоуправления. Ад­министративная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях и вправе применять административные санкции (штраф и др.) к правонарушителям. Комис­сия по делам несовершеннолетних занимается вопросами, связанными с административ­ными правонарушениями, совершаемыми подростками. Наблюдательная комиссия участ­вует в осуществлении контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, в решении вопросов, связанных с социальной поддержкой граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в такой помощи.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют су­дебным органам, прокуратуре и юстиции в их работе. Так, районная и городская админи­страция составляет общие списки присяжных заседателей на основе списков избирателей путем случайной выборки. О составлении общих списков присяжных заседателей район­ная, городская администрация обязана извещать население и допускать в течение двух не­дель после этого всех желающих к ознакомлению с этими списками, а также рассматри­вать поступающие заявления.

Закон РФ о воинской обязанности и военной службе возлагает на местную админи­страцию обязанность:

= оповещать граждан о вызовах военного комиссариата;

= направлять по запросам военного комиссара необходимые для занесения в до­кументы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет и со­стоящих на воинском учете, и т.д.

В соответствии со статьей 33 Конституции граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать. При этом надо иметь в виду, что ка­ждый гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан рассмотреть жалобу в месячный срок (имеется в виду жалоба на действия органа, должностного лица, подчиненного данному органу местного самоуправления).

Органы местного самоуправления принимают соответствующие меры, связанные с проведением собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. В случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют пре­дусмотренные законом действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся также:

— руководство гражданской обороной;

— рассмотрение ходатайств и внесение представлений в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий и др.

uclg.ru

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка

Статья 132 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. В юридической литературе под общественным порядком понимают, как правило, такое состояние урегулированности общественных отношений, которое основано на реализации всех социальных норм и принципов [1] .

Это означает, что если подходить к характеристике общественного порядка с указанных выше позиций, то следует подчеркнуть, что он обеспечивается прежде всего силой общественного воздействия. Вместе с тем, учитывая, что общественный порядок тесно связан с правопорядком, он обеспечивается также и принудительной силой государства. И в первую очередь в рамках общественного порядка защите подлежит человек, его права и свободы, которые по Конституции РФ являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Права и свободы, о которых говорится в Конституции РФ, реализуются прежде всего на территории муниципальных образований. Поэтому не случайно Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ закрепляет, что организация охраны общественного порядка относится к вопросам местного значения муниципального района и городского округа (п. 8 ч. 1 ст. 15; п. 9 ч. 1 ст. 16).

В целях охраны общественного порядка, обеспечения законности и правопорядка в государстве создана специальная система органов, в которую входят: прокуратура, суд, органы ФСБ России и МВД России, адвокатура, нотариат, ряд других. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов взаимодействуют с правоохранительными органами, действующими на территории данных образований, и координируют их деятельность. Тем самым реализуется их конституционная обязанность, предусмотренная в ч. 1 ст. 132 Конституции РФ.

Осуществляя свои задачи в сфере охраны общественного порядка, органы местного самоуправления должны стать центрами соответствующей деятельности на своей территории. Эти мероприятия включают: комплексное планирование борьбы с преступностью с подключением к этой деятельности всех правоохранительных органов, расположенных на территории муниципального образования; восстановление практики привлечения населения и общественности к профилактике правонарушений; привлечение к охране общественного порядка частных охранных предприятий; осуществление деятельности соответствующих комиссий при главе муниципального образования.

Вместе с тем Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ уточняет, что организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа осуществляется муниципальной милицией. Основные задачи в сфере охраны общественного порядка в муниципальных образованиях осуществляет в настоящее время полиция, поскольку до настоящего времени соответствующего федерального закона, регламентирующего порядок организации и деятельности муниципальной милиции, не принято.

Среди основных направлений деятельности полиции на территории муниципального образования можно выделить: защиту чести и достоинства граждан и их личную неприкосновенность; охрану общественного порядка, обеспечение законности и правопорядка; содействие муниципальным органам в их деятельности по реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и осуществление контроля за их поведением; осуществление мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам местного самоуправления, иным муниципальным органам в защите их прав (ч. 3 ст. 1 Закона) . При этом данный Закон определяет основные направления взаимодействия полиции с муниципальными органами, а также устанавливает, что муниципальные органы и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей (ст. 10).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ч. 2 ст. 47 указанного Закона). Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований помещения для работы участковых уполномоченных полиции (ч. 7 ст. 48).

Органы местного самоуправления в области обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан реализуют и некоторые другие полномочия:

а) осуществляют функции регистрационного учета граждан, если на территории муниципального образования отсутствует орган внутренних дел (на основе Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»);

б) участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;

в) обеспечивают первичные меры пожарной безопасности (с учетом Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»);

г) обеспечивают безопасность дорожного движения в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

д) организуют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне и защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера;

е) предоставляют помещение для работы на обслуживаемом административном участке муниципального образования сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, а также до 1 января 2017 г. предоставляют сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилое помещение на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

ж) осуществляют иные полномочия, вытекающие из ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В рамках охраны общественного порядка органы местного самоуправления призваны обеспечить права и свободы граждан, вне зависимости от тех или иных направлений их деятельности. Это, например, права граждан по участию в управлении делами общества и государства, право на объединение, на безопасные условия жизни. Особое внимание в последнее время в государстве уделяется обеспечению реализации прав несовершеннолетних. Принятые правовые нормы органами государственной власти РФ и субъектов будут реализовываться на территории конкретного муниципального образования. Следовательно, органы местного самоуправления, с одной стороны, должны обеспечить реализацию данных норм, а с другой – гарантировать права несовершеннолетних на свободу передвижения, а также и права их родителей, опекунов, попечителей. Данная деятельность должна осуществляться также и в соответствии с п. 30 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В решении вопросов охраны общественного порядка большое значение имеет реализация органами местного самоуправления такого вопроса местного значения, как «создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка» (п. 33 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Большое значение придается органам местного самоуправления в реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

  • [1] См., например: Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. М., 2005. С. 269; Теория государства и права : учебник / под ред. В. Д. Перевалова. М., 2005. С. 288.

studme.org

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка

Федеральным законом от 02.04.2014 №44-ФЗ « Об участии граждан в охране общественного порядка» (вступает в силу со 2 июля 2014 года) определены полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.

Так, органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

В целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников, предоставлять им льготы и компенсации.

Порядок предоставления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов РФ.

Кроме того, Федеральным законом от 2.04.2014 №70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» установлено, что поддержка граждан и объединений, участвующих в охране общественного порядка, будет осуществляться органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно и за счет региональных бюджетов.

К вопросам местного значения поселений и городских округов отнесено оказание поддержки указанным гражданам и объединениям, а также создание условий для деятельности народных дружин.

Поправками в Кодекс об административных правонарушения в РФ введен штраф за воспрепятствование деятельности народного дружинника и внештатного сотрудника полиции, а также за невыполнение их законных требований прекратить противоправные действия. Штраф установлен в размере от 500 до 2500 рублей.

Одновременно установлена ответственность самих народных дружинников и внештатных сотрудников полиции. Если при охране общественного порядка они нарушат права и законные интересы граждан или организаций, им придется заплатить штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.

prokhmao.ru

Полномочия органов местного самоуправления по защите прав и свобод граждан, охране общественного порядка.

Законодательное закрепление полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка, обеспечения законности и соблюдения прав и свобод граждан имеет место в Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законодательстве субъектов РФ, местных нормативных правовых актах. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны осуществлять охрану общественного порядка. Среди вопросов местного значения отдельно выделяется охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.

Вопросы охраны общественного порядка и обеспечения законности имеют местное значение постольку, поскольку решаются в пределах территории муниципального образования. Охрана общественного порядка и обеспечение законности подразумевают под собой следующие направления деятельности муниципальных органов:

1) обеспечение соблюдения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, муниципальных органов;

2)охрана прав и свобод граждан;

3) контроль за соблюдением решений органов местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями, в отношении которых такие решения были вынесены;

4) предъявление в суд (арбитражный суд) требования о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, которыми нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, либо права органов местного самоуправления;

5) применение мер по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их здоровья и прав, материальных ценностей, по поддержанию общественного порядка во время стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, иных катаклизмов природного и техногенного характера;

6) наложение в пределах полномочий административного взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения;

7) применение предусмотренных законом мер при проведении массовых акций — собраний, митингов, пикетирования, шествий;

8> содействие правоохранительным органам государственной власти в сфере осуществления правосудия, применения мер административной ответственности, юстиции и прокурорского надзора;

9) прием населения по вопросам местного значения, рассмотрение и принятие мер по обращениям граждан (заявлениям, жалобам, предложениям);

10)руководство милицией общественной безопасности;

11)иные меры, направленные на охрану общественного порядка и обеспечение законности на территории муниципального образования.

Формирование милиции общественной безопасности (МОЕ) — это один из вариантов наиболее оптимального решения вопроса охраны общественного порядка на территории муниципального образования.

zakon-municipal.ru

Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка

10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел

Задачи и полномочия органов местного самоуправления в облас­ти внутренних дел основаны на конституционном положении, в соот­ветствии с которыми они осуществляют на подведомственной терри­тории охрану общественного порядка (ст. 132 Конституции Россий­ской Федерации).

В соответствии с действующим законодательством местная адми­нистрация в пределах своей компетенции осуществляет руководство органами внутренних дел и с их помощью обеспечивает охрану обще­ственного порядка на подведомственной территории.

Охрана общественного порядка обеспечивается местной адми­нистрацией с использованием сил милиции общественной безопас­ности (местной милиции). Местная милиция входит в систему МВД России и действует на местном уровне как самостоятельное подразде­ление соответствующего органа внутренних дел. В своей деятельности она подчиняется соответствующему органу внутренних дел, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации»* в ведение органов местного самоуп­равления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление контроля за их дея­тельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муници­пальном образовании, а также организация муниципальной пожар­ной службы.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

Органам местного самоуправления представлены значительные полномочия, позволяющие им влиять на деятельность органов и уч­реждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительным ко­дексом Российской Федерации органы местного самоуправления:

а) входят с предложениями или дают согласие на создание и лик­видацию названных учреждений, о назначении на должность и осво­бождении от нее начальников соответствующих территориальных ор­ганов управления уголовно-исполнительной системы;

б) оказывают содействие в комплектовании квалифицированны­ми кадрами персонала учреждений, исполняющих уголовные нака­зания;

в) создают условия для этих учреждений и привлечения осуж­денных к труду;

г) в необходимых случаях, с уведомлением соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной сис­темы, они вправе привлекать персонал учреждений для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т.п.

Создаваемая при местной администрации наблюдательная ко­миссия осуществляет контроль за обеспечением законности в учреж­дениях, исполняющих уголовные наказания. Глава местного самоуп­равления, на территории которого находится такое учреждение, вправе посещать его без специального разрешения.

Обеспечивая охрану общественного порядка, местная админист­рация принимает предусмотренные законодательством меры, связан­ные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонст­раций, зрелищных и других массовых общественных мероприятий, а также в случае его массового нарушения.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу пере­движения, выбор места пребывания и жительства в пределах Россий­ской Федерации»* органы местного самоуправления осуществляют регистрационный учет граждан в населенных пунктах, за исклю­чением городов, поселков, сельских населенных пунктов, закрытых военных городов, а также населенных пунктов, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориаль­ных образований, в которых имеются органы внутренних дел.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.

В процессе своей деятельности органы местного самоуправления оказывают содействие и помощь органам внутренних дел и их сот­рудникам (выделение служебных помещений, жилья для сотрудников, установка телефонов, материальная и финансовая поддержка, установление местных льгот и т.п.)

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

www.bibliotekar.ru

Это интересно:

  • Разъяснение верховного суда по закону о защите прав потребителей Разъяснение верховного суда по закону о защите прав потребителей Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных суда и более 300 мировых […]
  • Уголовные наказания в 15 лет Ответственность несовершеннолетних Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной ответственности […]
  • Счета для расчета налога на имущество Счета для расчета налога на имущество Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен […]
  • Городские суды сахалинской области Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области Решением № 703 Хабаровского крайисполкома от 4 июня 1946 г. по приказу №7 Управления Министерства юстиции Южно-Сахалинской области от 20 июля 1946 г. был избран народный суд и 60 […]
  • Оптика пособие Электронный учебник по курсу "Основы оптики" Конспект лекций Конспект лекций опубликован: Родионов С.А. Основы оптики. Конспект лекций.– СПб: СПб ГИТМО (ТУ), 2000. - 167 с. PDF (2 955 KB) Программа дисциплины, PDF Приложение 1 к […]
  • Федеральный закон о туристской индустрии Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в […]