Цели административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2—3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.

А такие, например, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; запрещение органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ транспортировки пищевых продуктов в случаях нарушений санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных федеральными административными правовыми актами и применяемых в административном порядке, не относятся к административным наказаниям. Порядок их применения не регулируется нормами КоАП РФ.

Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Кара — не самоцель административного наказания. Оно необходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.

Следует отметить, что КоАП РФ — первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

www.konspekt.biz

§ 1. Понятие и цели административного наказания

Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствует о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными. Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки составляет в отношении граждан — от 20 до 25 МРОТ; должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ; юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.12 КоАП); мелкое хищение влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного МРОТ (ст. 7.27 КоАП). Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти — единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, — коллегиально; судами (судьями) — коллегиально и единолично.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении административного правонарушения лицу (физическому или юридическому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

Применение административного наказания в случае рецидива административного правонарушения влечет наступление юридических последствий двух видов: 1) рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность; 2) рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

lawtoday.ru

§ 1. Цели административного наказания

От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Администра тивными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2—3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.

А такие, например, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющими государст венный пожарный надзор, работы пожароопасного производст венного участка; запрещение органами государственной сани тарно-эпидемиологической службы РФ транспортировки пи щевых продуктов в случаях нарушений санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, преду смотренных федеральными административными правовыми ак тами и применяемых в административном порядке, не относят ся к административным наказаниям. Порядок их применения не регулируется нормами КоАП РФ.
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, фи нансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголов но-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его пра вовое положение (ограничивает права, возлагает дополнитель ные обязанности), а также создает состояние наказанности, ко торое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения.

К тому же адми нистративное наказание всегда выражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.
Кара — не самоцель административного наказания. Оно не обходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому на значено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных право нарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.
Следует отметить, что КоАП РФ — первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взы-сканиями. Новое название мер административной ответствен ности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержа ние и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и бли зость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совер шившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

textbook.news

Статья 3.1 КоАП РФ. Цели административного наказания (действующая редакция)

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю. Административное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица — нарушителя.

Применение уголовных наказаний также предусматривает достижение превентивных целей государственного принуждения: согласно ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В отличие от КоАП, УК предусматривает достижение корригирующих целей наказания: по смыслу ч. 2 ст. 43 УК предназначение карательных санкций заключено в устранении асоциальных мотивов в действиях осужденного.

Меры административного принуждения применяются не только при исполнении административных наказаний, но и при осуществлении предусмотренных КоАП отдельных процессуальных действий; исчерпывающий перечень мер административного пресечения определен ч. 1 ст. 27.1 КоАП. Комментируемая статья определяет цели административного наказания, о предназначении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (мер административного пресечения) см. комментарий к ст. 27.1.

2. Об особенностях истолкования понятия «государство» применительно к ч. 1 рассматриваемой статьи см. п. 2 комментария к ст. 1.2.

3. Основным субъективным фактором предотвращения повторного совершения лицом правонарушения является осознание им неотвратимости применения карательных санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций заключена в предотвращении совершения не только административного проступка, но и других правонарушений — дисциплинарных проступков, преступлений и т.п., в том числе и их рецидивов (от лат. recidivus — возвращающийся). Российским имперским уголовным законодательством не были определены цели применения уголовных наказаний: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало фиксацию правовых последствий применения двух разновидностей содержащихся в нем санкций — уголовных и исправительных наказаний.

Уложение не разграничивало административные и уголовные наказания. Статьей 30 Устава была предусмотрена единственная разновидность взыскания, а именно денежное взыскание, относимое к исправительным наказаниям. Данное наказание не было определено Уголовным уложением 1903 г.; среди восьми видов наказаний лишь одно предусматривало имущественные ограничения — денежная пеня.

4. Недопущение назначения административных и других наказаний в противоправных целях определено Конституцией РФ: согласно ч. 2 ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. При этом необходимо также принимать во внимание, что Российской Федерацией ратифицирована Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы 1 и 2 к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г. (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ).

5. Правила защиты деловой репутации гражданина и юридического лица определены ст. 152 ГК. При истолковании ч. 2 комментируемой статьи КоАП следует принимать во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 апреля 1995 г. N 6), согласно которому под распространением сведений, порочащих деловую репутацию граждан и юридических лиц, на которое указывается в ст. 152 ГК, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу.

Подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности установлена п. 5 ч. 1 ст. 33 АПК.

www.zakonrf.info

Цели административного наказания (Липинский Д.А.)

Дата размещения статьи: 06.02.2018

Проблемы целей права в целом , юридической ответственности , видов юридической ответственности и административных наказаний находились и находятся под пристальным вниманием ученых-юристов. В российской правовой системе существует целая система правовых целей, которая выстраивается по определенной иерархии. Самым высшим звеном данной иерархии являются цели права в целом, затем следуют цели, соответствующие делению права на макроуровне, то есть цели публичного и частного права, цели материального и процессуального права. Другим звеном в системе целей являются цели отраслей права. Далее можно утверждать о целях правовых институтов, отдельных правовых средств: наказаний, поощрений, запретов, обязанностей, дозволений, мер защиты и так далее.
———————————
Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: СГАП, 2003.
Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003.
Мусаткина А.А. К вопросу об институте административной ответственности // Административное право и администрирование. 2016. N 3. С. 36 — 40.
Оноколов Ю.П. Главная цель административных наказаний — превенция административных правонарушений и преступлений // Административное право и процесс. 2014. N 8. С. 37 — 40.

Цели административного наказания органически входят в систему целей института административной ответственности и института юридической ответственности в целом. Поэтому для верного определения целей административных наказаний следует определиться с понятиями «цели права», «цели юридической ответственности», «цели административной ответственности» и «цели наказаний».
Следует также отметить, что само понятие «цель» не является сугубо юридическим. Это психологическое, философское и социальное понятие. По мнению А.В. Малько и К.В. Шундикова, «цель — это идеальный (существующий в сознании) образ желаемого для субъекта состояния, процесса или явления, возникающий на основе объективных потребностей и возможностей бытия и являющийся важнейшим условием рациональной человеческой деятельности» . Законодатель, анализируя общественные процессы, потребности государства, объединений людей, отдельных личностей, фиксирует в нормативных правовых актах определенные цели. Он полагает, что они существуют как идеал, будущий образ развития общественной жизни, политической системы, экономического благополучия населения, совершенствования правового регулирования и так далее. Ввиду того что цели закрепляются в нормативных правовых актах, в них присутствует нормативное начало, то есть они становятся обязательными ориентирами как для субъектов правотворчества, так и для исполнительных органов, а также для обычных граждан.
———————————
Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. соч. С. 15.

Таким образом, цель в праве — это предполагаемое состояние (модель) развития общественных отношений, к которой посредством закрепления и реализации правовых норм стремятся уполномоченные субъекты.
Категория «цель» тесно связана с понятием «задача». Кроме того, в нормативных правовых актах в одном понятийном ряду употребляются как понятие «цель», так и понятие «задача». Анализ философской литературы показывает, что категория «задача» в зависимости от уровня обобщения выступает как определенная цель. Так, если по отношению к одной цели существуют задачи, посредством разрешения которых достигается цель, то на другом уровне то, что являлось задачей, выступает уже как цель по отношению к задачам более низкого порядка .
———————————
Подробно см.: Лоденко И.С., Тульчинский Г.Л. Логика целевого управления. Новосибирск, 1988. С. 6.

В КоАП РФ законодатель оперирует как понятием «задачи», так и понятием «цели». Достаточно отметить, что вторая статья КоАП РФ носит название «задачи законодательства об административных правонарушениях». Так, ст. 1.2 КоАП гласит: «Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды. «
Указанные задачи являются общими и характерны для различных видов законодательства.
Во-первых, законодатель указывает на защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина. По смыслу ст. 1.2 КоАП РФ указанные положения объединяют в себе две самостоятельные задачи. Однако их содержание свидетельствует о единстве данного положения, поскольку защита личности обеспечивается именно путем обеспечения охраны ее прав и свобод, их восстановления в случае нарушения, а также профилактикой таких нарушений.
Следует также заметить, что законодательство об административных правонарушениях в большинстве случаев предусматривает реализацию данной задачи посредством активной деятельности уполномоченных органов государственной власти и иных субъектов. Во-вторых, законодатель указывает на охрану здоровья граждан. По своей сути это положение КоАП представляет частный случай реализации первой задачи — защиты личности, охраны ее прав и свобод. Это обусловлено тем, что именно в качестве специального права Конституция РФ предусматривает право на охрану здоровья гражданина. В рамках законодательства об административных правонарушениях охрана здоровья граждан обеспечивается посредством осуществления контроля и надзора за деятельностью уполномоченных на обеспечение охраны здоровья граждан органов.
В-третьих, законодатель в качестве задачи говорит об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В-четвертых, в качестве задачи рассматривается защита общественной нравственности, которая обеспечивается посредством профилактики и предотвращения правонарушений, посягающих на общественную нравственность.
В-пятых, задача охраны окружающей среды обеспечивается по двум основным направлениям. С одной стороны, посредством введения мер ответственности за нарушение правил использования и охраны природных объектов и ресурсов. С другой — посредством закрепления мер административной ответственности за совершение деяний, признанных правонарушениями.
В-шестых, в качестве задачи КоАП указывает на обеспечение установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности. Решение указанной задачи имеет непосредственную связь с административными правонарушениями и наказанием за их совершение. Административные нормы непосредственно направлены на регламентацию порядка осуществления деятельности органов государственной власти в части осуществления ими функций государства. В связи с чем обеспечение предусмотренного ст. 1.2 КоАП порядка составляет одну из основных задач административного законодательства.
Важное место в системе задач законодательства об административных правонарушениях занимает комплекс экономико-правовых задач: защита собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
Роль КоАП РФ сводится не только к обеспечению единого экономического пространства на территории Российской Федерации, но и режима законности в части обеспечения права собственности отдельных субъектов и государства в целом, порядка взимания налогов и иных обязательных сборов. Следует заметить, что речь в данном случае идет о законодательстве об административных правонарушениях, которое призвано регламентировать перечень административных правонарушений в экономической сфере и меры ответственности за их совершение.
Решение рассматриваемого комплекса задач связано не только с пресечением подобных деяний и восстановлением законности, но в первую очередь их предупреждением, т.е. профилактикой административных правонарушений.
Положения ст. 1.2 КоАП РФ определяют наиболее важные задачи законодательства об административных правонарушениях. Из ст. 1.2 КоАП следует, что законодатель употребляет понятия «охрана» и «защита». Их значение не одинаковое. Охрана — это родовое понятие по отношению к защите. Охрана общественных отношений, прав и свобод человека и гражданина осуществляется всегда ввиду наличия самих норм права, в том числе и норм административной ответственности.
Нормы административного права посредством диспозиции и санкции предупреждают субъекта об административной ответственности, направляют его поведение в определенное русло. При этом санкция действует на психологическом уровне, сообщая об угрозе наступления неблагоприятных последствий. Защита же реализуется в тех случаях, когда общественные отношения нарушены, когда не сработал механизм охраны. Защита права связана с наказанием правонарушителей и восстановлением общественных отношений .
———————————
Подробно см.: Радько Т.Н. Теория функций права. М.: Проспект, 2014. С. 18; Малько А.В., Липинский Д.А., Мусаткина А.А. и др. Теория государства и права / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2015. С. 140.

Если еще раз обратиться к ст. 1.1 КоАП РФ, то можно заметить, что применительно к одним задачам законодатель указывает только на охрану определенной группы общественных отношений, а применительно к другим задачам — на защиту и охрану той или иной группы общественных отношений. Если следовать буквальному толкованию, то получается, что одни общественные отношения как охраняются, так и защищаются, а другие общественные отношения только охраняются. Поэтому с точки зрения юридической техники данное законоположение нельзя признать совершенным. Законодателю необходимо внести соответствующие изменения в ст. 1.2 КоАП РФ.
Мы предлагаем следующую авторскую редакцию указанной статьи.
«Статья 1.2. Задачи законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита и охрана личности, прав и свобод человека и гражданина; защита и охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита и охрана общественной нравственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности; защита и охрана законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
Как уже указывалось, в ст. 3.1 КоАП РФ законодатель определил цели административного наказания. В качестве нормативно закрепленных целей административного наказания он назвал предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следует отметить, что многие ученые при характеристике целей административного наказания ограничиваются только указанием на нормативно закрепленные цели, то есть на общую и частную превенцию . Мы полагаем, что такие выводы сделаны без учета определения законодательства об административных правонарушениях как части системы административного права. Между тем во многих нормативных правовых актах (которые по своей юридической природе являются административными) законодатель специально указывает на наличие определенных целей. Так, в ФЗ РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» указывает: «Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (ч. 1 ст. 1) . Обратимся к ФЗ РФ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» . В нем указывается, что целями данного Федерального закона являются «определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований» (ст. 2).
———————————
Суворова О.Ю. Система, принципы и цели административных наказаний // Российская юстиция. 2012. N 12. С. 14 — 15.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5711.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 46. Ст. 5553.

Перечень законодательных примеров можно продолжить, но мы не ставим перед собой цели перечислить все нормативные правовые акты, в которых указаны те или иные задачи. Из анализа приведенных примеров видно, что законодатель преследует цель регулирования, упорядочивания общественных отношений в различных сферах государственного управления. Ведь основное инструментальное предназначение права — упорядочить общественные отношения, внести в них состояние организованности .
———————————
См.: Лейст О.Э. Сущность права. М.: Зерцало, 2002.

Если сопоставить приведенные примеры нормативных правовых актов (а их можно привести гораздо больше) с названиями глав, отдельных статей КоАП РФ, то можно обнаружить наличие системности. Так, в главе 12 КоАП РФ устанавливается ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения. Все составы содержат определенные санкции, которые, действуя на информационном уровне, указывают субъекту, какие могут наступить для него неблагоприятные последствия, если он не будет соблюдать требования нормативных правовых актов, которые составляют административное законодательство. Следовательно, можно сделать вывод, что административные наказания преследуют цель регулирования общественных отношений.
Кара административного правонарушителя является не только признаком административного наказания, но и его целью. Она по своей сущности означает различные ограничения, которые носят для субъекта неблагоприятный характер. Следовательно, признавая кару признаком наказания, было бы нелогично не считать ее одной из целей наказания.
Как уже указывалось, цель объективируется в определенных материальных результатах. Применительно к наказанию такими результатами могут быть: сужение имущественной сферы, лишение свободы (при административном аресте) и так далее. Данный результат зависит от вида административного наказания. Можно завуалировать и называть данную цель не карой, а целями «ограничений прав», но суть от этого не изменится. Считать, что наказание ограничивает те или иные права, и при этом не указывать, что оно не преследует такой цели, по меньшей мере нелогично. Важно отметить, что кара не является самоцелью административного наказания, она применяется для достижения других целей — предупреждения правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами . Наличие других целей не позволяет цели кары административного наказания превратиться в самоцель.
———————————
Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты. М.: РИОР, 2013.

В КоАП РФ не закреплена цель восстановления общественных отношений, правопорядка, социальной справедливости. На наш взгляд, административные наказания обладают восстановительным эффектом. Так, в результате применения ареста субъект удаляется из определенной группы общественных отношений, в результате чего они нормализуются, восстанавливаются. Либо лишение специального права исключает юридическую и фактическую возможность совершить новое правонарушение и восстанавливает общественные отношения. Восстановление как цель административных наказаний следует рассматривать с широких, то есть социальных позиций, а не с узких юридических.
В отличие от КоАП РСФСР, КоАП РФ отказался от цели исправления, воспитания правонарушителя. Думается, что в самом КоАП РФ закрепляются социальные ценности, и уже ввиду этого данный нормативный акт начинает оказывать свое воспитательное воздействие, формируя ценностные установки и ориентации. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что эффективность воспитательного воздействия административных наказаний очень низкая. Данный факт указывает на необходимость пересмотра концепции профилактики административных правонарушений.
Итак, в завершение статьи считаем необходимым сделать вывод.
Административные наказания преследуют цели: регулирования общественных отношений; кары административного правонарушителя; общей превенции как административных правонарушений, так и преступлений; восстановления общественных отношений; воспитания административного правонарушителя.

Список использованной литературы

1. Аскеров М.М. Цели назначения административных наказаний // Черные дыры в российском законодательстве. 2014. N 6.
2. Малько А.В., Липинский Д.А., Мусаткина А.А. и др. Теория государства и права / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2015.
3. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003.
4. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты. М.: РИОР, 2013.
5. Лейст О.Э. Сущность права. М.: Зерцало, 2002.
6. Лоденко И.С., Тульчинский Г.Л. Логика целевого управления. Новосибирск, 1988.
7. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: СГАП, 2003.
8. Мусаткина А.А. К вопросу об институте административной ответственности // Административное право и практика администрирования. 2016. N 3. С. 36 — 40.
9. Оноколов Ю.П. Главная цель административных наказаний — превенция административных правонарушений и преступлений // Административное право и процесс. 2014. N 8.
10. Радько Т.Н. Теория функций права. М.: Проспект, 2014.
11. Суворова О.Ю. Система, принципы и цели административных наказаний // Российская юстиция. 2012. N 12. С. 14 — 16.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Это интересно:

  • Федеральный закон о страховании вкладов физических лиц 2018 Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» РФ 2018 года (N 177-ФЗ (редакция 2018)) Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» - N 177-ФЗ - […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Закон о защите от рекламы Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются: 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у […]
  • Ненасильственные способы разрешения конфликтов Виды и типы конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и […]