Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в «Российской газете» от 30 апреля 1992 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Публикации

Частные детективы и частные охранные агентства — это было нечто совершенно новое в постперестроечной России. Помнится, когда в числе депутатов Госдумы первого созыва оказался частный детектив, это воспринималось как некая экзотика. Между тем эта новая сфера деятельности реально существовала, развивалась и требовала законодательного регулирования.

В 1992 году Верховный Совет РФ принял закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Закон этот благополучно работал пять лет. Однако события в новейшей истории России развивались стремительно. И вскоре стало очевидно, что законодательная база в этой части безнадежно устарела. И в 1997 году Правительство РФ внесло в Госдуму проект изменений и дополнений в соответствующий закон.

В пояснительной записке указывалось, что необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что с момента принятия Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» существенно изменилась законодательная база, являющаяся основой для его применения: действует новая Конституция РФ, приняты Гражданский кодекс РФ и новый Уголовный кодекс РФ, федеральные законы «Об оружии», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие.

Законопроект был подготовлен межведомственной рабочей группой с участием представителей заинтересованных министерств и федеральных органов исполнительной власти, ассоциации российских банков, частных охранно-сыскных организаций, специалистов научно-исследовательских институтов, руководителей ряда предпринимательских и коммерческих структур.

И вот в декабре 1997 года проект изменений и дополнений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» был вынесен на рассмотрение Госдумы РФ второго созыва. Докладывал официальный представитель Правительства РФ, заместитель министра внутренних дел РФ Петр Латышев.

Он сообщил, что на тот момент в России было зарегистрировано 10,2 тысячи охранно-сыскных предприятий, в которых работало 140,6 тысячи человек лицензированного персонала. На вооружении находилось 65,1 тысячи единиц различных видов огнестрельного оружия. Серьезные цифры.

Естественно, что цель законопроекта — обеспечение единой государственной политики в области частной охраны и детективной деятельности, введение системы мер государственного контроля за этими видами деятельности для защиты конституционных прав граждан, обеспечения интересов личности, общества и государства.

В законопроекте впервые давалось четкое определение понятий частного детектива, частного охранника, частной охранной детективной организации, службы безопасности юридического лица. Был дан перечень видов частных детективных и охранных услуг, на осуществление которых требуется получение лицензий , устанавливались правила их выдачи.

В нем также были определены четкий порядок и условия применения огнестрельного оружия и специальных средств в соответствии с основными принципами применения силы, принятыми пятым Конгрессом ООН.

Кроме того, в предлагаемом законопроекте были усилены гарантии социальной и правовой защиты частных охранников и детективов с учетом возрастающей роли этих структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью. Предусмотрен также новый порядок изготовления бланков лицензий и удостоверений личности, ограничивающий возможность подделки указанных документов.

Латышев подчеркнул важность рассматриваемых проблем и попросил депутатов поддержать законопроект в первом чтении.

Выступивший с содокладом заместитель председателя Комитета по безопасности Виктор Рожков («Российские регионы») согласился, что существующий на тот момент закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не обеспечивает в полной мере правовое регулирование деятельности данных структур. Представленный правительством проект изменений и дополнений в этот закон он оценил как фактически новую редакцию. По его словам, «в целом проект данного закона направлен на обеспечение единой государственной политики в области частной охранной и детективной деятельности в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Законопроект имеет принципиальное значение для повышения роли частных и охранных структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью».

Но вместе с тем профильный комитет имел и ряд серьезных замечаний к законопроекту. Так, в статье «Виды частных детективных услуг» говорилось, что в целях детективной деятельности разрешается сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. А это вступает в противоречие с Уголовно-процессуальным кодексом, в котором четко прописаны права и обязанности всех сторон. И в данном случае никакой договорной основы между участниками процесса не может быть.

Нуждалась в переработке, на взгляд членов Комитета по безопасности, статья, где говорится об условиях применения специальных средств, гражданского и служебного оружия. В одном из пунктов этой статьи говорится об обеспечении лицам, получившим телесные повреждения, доврачебной помощи и немедленном сообщении о происшедшем в органы внутренних дел и здравоохранения. По непонятным причинам почему-то исчез пункт об уведомлении работников прокуратуры, его необходимо добавить.

В заключение Рожков высказал две взаимоисключающие позиции. Сначала он заявил, что имеется и ряд других замечаний, которые могут быть учтены и доработаны во втором чтении. И тут же сообщил, что есть предложения изменить форму названия проекта и принять совершенно новый закон, указав в одном из его пунктов утрату силы старого. Тем не менее, депутат выразил уверенность, что законопроект ко второму чтению будет доработан и его принятие сыграет серьезную роль в совершенствовании форм борьбы с преступностью.

Докладчик попросил поддержать законопроект и попросил быть внимательнее при голосовании, потому что в зале очень мало народу.

Надо сказать, что данный вопрос был последним в повестке дня того заседания. После докладов до его закрытия оставались считанные минуты. На это обратила внимание независимый депутат Рита Чистоходова. И сделала далеко идущие выводы: «Этот закон не так безобиден, как многим кажется. У нас и так достаточно правового беспредела в стране. А здесь вообще развязываются руки. Нас будут записывать, снимать, стрелять и так далее. Поэтому не надо было этот проект закона ставить на обсуждение, когда уже кончается заседание. Это сделано специально».

Предложение продлить заседание за пять минут до его окончания палата не поддержала. Зато поддержала инициативу голосовать в первом чтении без вопросов и обсуждения. Спустя еще минуту состоялось голосование, но для принятия проекта не хватило шести голосов. Тут же решили переголосовать. И за две минуты до окончания заседания законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» был все же принят в первом чтении.

На этом в истории данной законодательной инициативы можно поставить точку. Вопреки оптимистичному прогнозу Рожкова, что после доработки ко второму чтению будет принят качественный закон, ни второго чтения, ни третьего не состоялось. По каким-то причинам проект оказался отложен на целых четыре года и вновь «всплыл» только в 2001 году, уже в Госдуме третьего созыва.

В декабре того года член Комитета по безопасности Геннадий Гудков («Народный депутат») от имени Комитета попросил проголосовать за два постановления: о переводе законопроекта из второго чтения в первое и о последующем снятии его с рассмотрения.

Как сообщил докладчик, это предложение возникло по двум соображениям. Во-первых, законопроект рассматривался с 1997 года, а за это время было принято много новых законов, которые, естественно, изменили правовую базу. Во-вторых, при его рассмотрении было допущено много процедурных неточностей и ошибок, поэтому принимать его нельзя по Регламенту. Гудков также уточнил, что это решение согласовано с Правительством РФ, которое было инициатором внесения законопроекта.

Буквально за две минуты, без вопросов и обсуждения, оба постановления были приняты Госдумой.

Перед голосованием Гудков сообщил, что уже создана межведомственная рабочая группа, которая с учетом произошедших изменений в законодательстве приступила к выработке нового текста закона и что в ближайшее время согласованный законопроект будет внесен для рассмотрения в первом чтении. Однако и этот прогноз не подтвердился. Никакого нового варианта закона Госдуме представлено не было. Так что по сей день действует принятый Верховным советом РФ закон-долгожитель «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в который с 2002 по 2016 год было внесено 19 поправок.

rapsinews.ru

Специфика и законность работы российских частных детективов: мнение экспертов

В Белоруссии осудили мужчину, который выдавал себя за детектива. Он разместил объявление в Интернете и предлагал гражданам услуги частного сыска. Дело в том, что в Белоруссии эта деятельность находится под запретом. А в нашей стране частные детективы разрешены и могут получить лицензию. Однако на деле они сталкиваются с многочисленными юридическими препятствиями. Заказчиков, как правило, совершенно не интересует законность методов — важен только результат.

Строго говоря, законность любой детективной деятельности в России сегодня под вопросом из-за юридического парадокса. Дело в том, что основной инструмент сыщика — наружное наблюдение или попросту слежка за гражданином — может осуществляться не иначе как с его персонального согласия, причем письменного. Но суровость законов, как водится, умеряется их неисполнением. А потому следят на улице и дома, с согласием и без него.

Скользкие методы работы сыщиков нередко оборачиваются головной болью не только для объекта слежки, но и для самого заказчика. Константин начинал свой бизнес вместе с приятелем. Поначалу все шло хорошо, фирма встала на ноги, появилась серьезная прибыль. Но с какого-то момента компаньон стал вести себя странно. «В последнее время начались какие-то непонятные звонки, его отсутствие регулярное, командировки, то есть я не понимал, что происходит», — рассказывает предприниматель Константин.

Константин заподозрил: партнер обманывает его. Чтобы узнать наверняка, обратился к частным детективам, поручив им узнать, чем вызвано странное поведение компаньона. Опасения не подтвердились. Однако случилось непредвиденное: приятель вычислил сыщиков и пообещал обратиться в милицию, если те не назовут заказчика.

В школах частных детективов действует правило: первым делом слушателей обучают юридическим основам ремесла, рассказывают, что делать можно, а чего ни в коем случае нельзя. Но, едва получив диплом, многие забывают именно эту, самую важную часть. «Прослушивают разговоры, сканируют информацию и технические каналы связи. Но эти лица не детективы, а просто доморощенные преступники по законодательству. Они оказывают такие услуги на черном рынке. Но ни один детектив на это не идет», — говорит председатель научно-педагогического совета школы подготовки частных детективов Александр Колясинский.

Светлана занимается частным сыском уже много лет. Говорит, можно и задачу выполнить, и закон не нарушить. Например, каждый гражданин имеет право установить на машину видеорегистратор и в рамках гарантированной свободы передвижения следовать любым маршрутом. А то, что впереди постоянно маячит другой автомобиль, это просто случайность.

Объект выходит из машины буквально на минуту, даже не закрыв ее, — критическая ошибка. Через несколько секунд под сиденьем уже лежит пишущий жучок-закладка. А детектив снова дышит в спину. «Огонек горит, видеосъемка идет. Мы идем снимаем объект. У нас в руках просто брелочек от машины, это ни у кого не вызывает никакого подозрения», — рассказывает частный детектив Светлана.

«Нормальный практикующий детектив, который дорожит своей репутацией, своей честью, своей свободой, в конце концов, никогда не будет делать то, что делают вот эти нелегальные детективы», — уверен руководитель детективного агентства Олег Пытов.

Впрочем, грань между легальностью и нелегальностью здесь бывает очень зыбкой. Заказчиков, как правило, совершенно не интересует законность методов. Им нужен результат. Поэтому как такового черного и белого рынка детективных агентств попросту не существует. «За первое полугодие 2011 года нами проведено 84 проверки деятельности частных детективов, по результатам которых у 73 частных детективов отозваны лицензии», — рассказывает заместитель начальника управления ГУ охраны общественного порядка МВД России Дмитрий Лазарев.

Причину понять несложно: сыщик, который действует сугубо в рамках закона, попросту останется без клиентуры. Поскольку заказчик готов платить именно за нарушение закона. А если услуга востребована, всегда найдутся те, кто ее окажет.

И, конечно, главное зачем приходят к детективам – это информация. Список услуг, которые предлагают сегодня российские детективные агентства и частные сыщики, приблизительно одинаков. Частный детектив Олег Пытов и правозащитник, юрист Владимир Комсолев в эфире Первого канала дискутировали о частном сыске и о том, нужен ли он.

Частный детектив Олег Пытов уже 15 лет занимается этой практикой. За это время у него были «наработаны» хорошие связи. «И людям помогаешь, и сам зарабатываешь, и становишься полезным обществу», — рассказал о своей деятельности частный детектив. Он признал, что в частном сыске существуют определенные ограничения, но заметил, что «ограничения есть в любой сфере деятельности». Олег Пытов убежден, что просто надо «работать по закону», тогда никаких проблем не будет.

Несмотря на это эксперт считает, что необходимо принять поправки в существующий закон «О частной детективной и охранной деятельности». Так, в проекте изменений, который был подан в Государственную думу в 2011 году, предусмотрено, чтобы частным детективам было разрешено «наблюдение, фото- и видеосъемка, сбор информации, запросы в различные организации». Эти изменения частный детектив считает полезными для своей работы. Сейчас ему приходится отказываться от заказов, которые предполагают нарушение закона. Он уверен, что введение этого закона позволит избавиться от фирм, нарушающих закон, и позволит лучше функционировать законопослушным частным детективным агентствам.

Олег Пытов выразил уверенность, что без частных детективов сейчас уже не обойтись: в некоторых жизненных ситуациях только они могут помочь людям.

Правозащитник, юрист Владимир Комсолев согласился со своим оппонентом, частным детективом Олегом Пытовым, что иногда у людей возникают сложные жизненные ситуации, которые «вынуждают их обращаться» за помощью к частному детективу. Однако он заявил, что закон «О частной детективной и охранной деятельности» «направлен на нарушение прав граждан».

«Детективы не могут оказать услугу, не нарушая прав», — уверен юрист. Нарушение тайны переписки, получение выписок по телефонным разговорам — это все «нелегально, запрещено законом» и возможно только «в рамках уголовного дела». Соответственно, деятельность детектива, который этим занимается, незаконна. Юрист добавил, что, в соответствии с законом, частный детектив может осуществлять «только 2 функции»: «розыск пропавших людей» и, «по письменному разрешению родителей, смотреть, где и чем занимаются» их несовершеннолетние дети. Поэтому в России сейчас 90% частных детективов «действуют незаконно».

В связи с этим эксперт считает целесообразным «функции детективов» передать «в обособленную внутриведомственную структуру, которая позволила бы им в рамках закона осуществлять свою деятельность», либо, «по примеру Белоруссии», вообще запретить деятельность частных детективов.

www.1tv.ru

Частных детективов узаконили, но запретили им быть сыщиками

Эксперты рассказали «КП» в Украине» о плюсах и минусах легализации современных Шерлоков Холмсов.

В Украине юридический прорыв – Верховная Рада приняла в окончательном варианте Закон о частной детективной (розыскной) деятельности. «Мы выводим из тени частную детективную деятельность, которая уже давно существует в Украине. Но сегодня мы ее четко поставили в правовые рамки», — заявил один из авторов законопроекта народный депутат Андрей Кожемякин. Армия современных Шерлоков Холмсов отнеслась к этому событию с одобрением, но без огромных восторгов. Почему – «КП» в Украине» рассказали эксперты.

Маскировались под охранников и техников

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что по неофициальным данным, во всех регионах Украины и без закона работают несколько тысяч частных детективов и детективных агентств. И это правда. Такой рынок развивается давно и успешно маскируется под юридические, охранные или технические услуги. Например, фирма рекламирует защиту от прослушивания либо промышленного шпионажа, а на самом деле занимается сбором информации против конкурентов по заказу коммерческого синдиката.

— То, что закон принят – это хорошо. Частные детективы смогут получать лицензии, будет создан единый реестр, и это значительно сузит возможности для мошенников, которые действовали под видом частных детективов. Также они получат право обращаться с официальными запросами в государственные органы и получать ответы в установленные законом сроки, — говорит эксперт по информационно-психологической безопасности Сергей Нестеренко. – Раньше для таких запросов многим частным детективам приходилось оформлять журналистские удостоверения – иначе их не признавали. Не очень хорошо, что от кандидата в детективы закон требует либо юридического образования либо опыта работы в правоохранительных органах. Считаю, что с такой работой успешно могут справляться и представители других профессий, если у них есть поисково-аналитические способности.

Положительный момент, по мнению эксперта, состоит в том, что перед голосованием депутаты приняли в документ существенную поправку: контролировать работу частных детективов будет не Нацполиция, как предполагалось ранее, а Министерство юстиции. То есть, не заинтересованный в компрометации этого института орган.

Гонорар – это мотивация

Сколько стоит их работа, частные детективы не говорят. Дескать, гонорар по договоренности – как у адвокатов. По данным, которые можно найти в открытых источниках, проверка помещений на наличие «жучков» стоит от 10 долларов за квадратный метр, установка «жучка» — от 1000 до 2000 долларов, слежка за неверным мужем и женой – от 50 долларов в час, коммерческий шпионаж и сбор секретной информации – от 500 долларов в сутки. Напомним, что все эти услуги существовали на «сером» рынке и часто выполнялись за гранью законов.

На «белом» рынке объем позволенных услуг определен, но фиксированных цен тоже не будет. Единственное, на что могут рассчитывать потенциальные клиенты, это на то, что в открывшуюся нишу хлынет масса уволившихся в связи с реформами бывших сотрудников милиции. Конкуренция может снизить расценки.

— О бывших сотрудниках милиции часто говорят, что они неучи, лентяи, непрофессионалы. Но это неправда. Одно дело, когда работаешь на зарплату, другое дело — на гонорар. И раньше мои коллеги занимались сыском по частным заказам во вне рабочее время или вместо основной работы. Это, конечно, плохо, но факт, что когда у человека есть материальный стимул, он роет носом землю, — говорит ветеран МВД Олег Левинский.

Частные сыщики также могут составить конкуренцию адвокатам и нотариусам, перебрав на себя часть работу по легальному поиску утраченной информации о человеке и сбору дубликатов документов.

Шпионаж только по разрешению

В законе есть одно большое «но», которое фактически сводит на нет все смыл детективной работы.

— Сам факт принятия закона положительный, но на 80% это холостой выстрел, считает адвокат Тарас Самборский. – Основные моменты, которые необходимы рынку частных детективных услуг не попали в документ. Частные детективы лишены права на оперативно-розыскную деятельность. Она остается сугубо за государственными правоохранительными органами. Также как и право на негласный сбор информации.

Аудио- фотосъемка, аудиозаписи частные детектив имеет право проводить только с разрешения лица, у которого отбирается информация или за которым ведется наблюдение. Грубо говоря, если муж захочет уличить в неверности жену и наймет частного детектива, то детектив должен будет просить у женщины письменного разрешение на шпионаж за ней. Иначе нарушит закон и лишится лицензии.

Не будет иметь веса

Но самый главный недостаток даже не в этом парадоксе, говорят эксперты.

— Не закреплен ни в законе, не в УПК правовой статус информации, которую добывают частные детективы. – говорит Тарас Самборский. – Такая информация не является допустимым доказательством в суде, правоохранительные органы должны ее перепроверять. Опять же грубый пример: против человека совершено преступление и он подозревает, что полиция и прокуратура покрывают преступников. Пострадавший нанимает детектива, тот собирает и представляет доказательства против виновника, а суд их не принимает. Либо назначает перепроверку. Деньги клиента и усердие сыщика могут вылететь в трубу.

Поэтому в своих восторгах по поводу нового закона современные Шерлок Холмсы сдержаны и рассчитывают на перемены в будущем.

— Важен любой закон, который позволит начать формировать цивилизованный рынок. Через год-два-три наиболее прогрессивно мыслящие участники этого рынка добьются, чтобы приняли такой закон, какой действительно нужен Украине, — говорит медиа-детектив Александр Красноперов. — Убежден, должна быть предусмотренная УПК категория частных детективов с правами и функциями досудебного расследования. Чем меньше государства в правоохранительной сфере — тем лучше. Страна — для людей, а не для правоохранителей.

Пока же все, что удастся частным детективам нарыть, имеет такой же вес, как результаты журналистского расследования.

Кто может стать частным детективом

Это право предоставляется гражданам Украины, которые владеют государственным языком, имеют высшее юридическое образование, прошли специальную подготовку (курсы обещают организовать при вузах – Ред.) или имеют стаж работы в оперативных подразделениях или органах досудебного следствия не меньше трех лет.

Частными детективами не могут быть уволенные за коррупцию или нарушение присяги бывшие судьи. прокуроры, правоохранители и чиновники.

Что может частный детектив

Обращаться с запросами в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ознакомиться с документами и материалами различных учреждений и организаций – исключительно с их согласия.

Проводить внешний осмотр сооружений, помещений, других объектов, проводить наблден6ие на улице и в общественном транспорте.

Получать на договорной основе письменные заключения и устные консультации различных специалистов и экспертов.

Осуществлять видео- и фотосъемку, аудиозаписи в служебных помещениях — с письменного согласия лиц, в отношении которых осуществляется фиксация. Проводить те же действия в помещениях с согласия их хозяев. Проводить устный опрос лиц.

Факты, собранные частными детективами, могут быть использованы их клиентами при расследовании уголовных преступлений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Согласно принятому закону, каждый сможет обратиться к официальному частному детективу, который будет зарегистрирован в государственном реестре.

m.kp.ua

Почему частные детективы вне закона в Казахстане

Несмотря на то что в последнее время казахстанское законодательство постоянно дорабатывается и модернизируется, разработка отдельных проектов явно буксует. Одним из примеров является закон о частной детективной деятельности, который не может увидеть свет вот уже более шести лет…

Отметим, вопрос о “частниках” возник вскоре после обретения независимости, так что на протяжении более 20 лет они – вне закона. И в отличие, например, от Остапа Бендера (главного героя “12 стульев” и “Золотого теленка” Ильфа и Петрова), которому удалось собрать компромат на подпольного советского миллионера Корейко и получить от того искомое, казахстанским частным детективам за сбор информации светит уголовное наказание…

Что же является причиной законодательного “долгостоя”?

Высказать мнение по этому поводу мы предложили известному юристу, государственному советнику 3-го класса, судье в отставке Мухамеджану ПАКИРДИНОВУ.

Проект закона противоречит Конституции

– Глава государства поручил разработать законопроект о частной детективной деятельности несколько лет назад, неужели времени не хватило?

– Впервые о необходимости принятия этого закона глава государства заявил 17 августа 2010 года на совещании по вопросам реформирования правоохранительных органов. Затем 27 января 2012 года Президент в Послании народу Казахстана вновь дал указание о его разработке. Выполнение задания правительство поручило министерству юстиции, оно привлекло к работе Генеральную прокуратуру, Верховный суд, МВД и некоторые другие ведомства. Но, на мой взгляд, тут как раз тот случай, о котором упоминал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов – пироги должен печь пирожник. Лучше бы закон изначально разрабатывало МВД, так как это именно его сотрудники постоянно занимаются оперативно-розыскной деятельностью и прекрасно знают, как это делать.

– Но МВД обладает государственной монополией на оперативно-розыскную деятельность и, наверное, появление конкурентов-частников ему ни к чему?

– Жизнь давно показала, что в условиях рыночной экономики в государстве должна активно действовать конкурентная среда, тогда и пользы будет больше. В Казахстане давно и успешно работают частные нотариусы, частные адвокаты, частные судебные исполнители. Заметьте, все они – юристы. Почему бы не создать и частных сыщиков?

– Что скажете по поводу самого законопроекта, который есть на данный момент?

– Он выхолощен, другого слова не нахожу. Разработчик ограничил сферу применения закона лишь гражданским судопроизводством.

– Почему?

– Можно только предположить, что такова была установка правительства. Ведь руководство министерства юстиции не могло не видеть, что законопроект однобокий, а поле его применения настолько сужено, что он практически бесполезен. Фактически это признается автором законопроекта в статье 16, которая запрещает “частникам” работать по делам, связанным с уголовными преступлениями или административными правонарушениями.

Между тем очевидно, что права и законные интересы гражданина зачастую нарушаются и в этих сферах.

– Получается, закон запрещает обращаться по этим вопросам к частному детективу и граждане лишены права защищать свои нарушенные права за свои же собственные деньги?

– Да, в этом и состоит главная проблема. Проект закона о ЧДД противоречит статье 13 Конституции РК, которая предоставляет каждому гражданину право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами.

Высокопоставленные чиновники боятся слежки?

– Выходит, разработчики законопроекта это упустили?

– Думаю, да. Ведь он разрабатывался в спешке. После того как 27 января 2012 года Президент Назарбаев повторил свое задание, уже в августе 2012 года министерство юстиции представило депутатам мажилиса парламента, Конституционному Совету, Генеральной прокуратуре, МВД и другим ведомствам первый вариант. В мае 2013 года проект закона направили в мажилис парламента РК, и через два года – в мае 2015-го – депутаты одобрили его в первом чтении.

– Единогласно.

– Нет, во время обсуждения некоторые его положения вызвали критику юристов-практиков, представителей НПО и самих депутатов. Так, бывший министр внутренних дел и председатель КНБ республики генерал-лейтенант Булат Баекенов резонно отметил несовершенство проекта ввиду его ограниченности лишь сферой гражданско-правового применения. Кроме того, он высказал опасения, что законопроект даст возможность частным детективам следить за высокопоставленными чиновниками.

– Но ведь во многих странах подобная деятельность частных детективов беспокойства ни у кого не вызывает?

– Да, согласен, в просвещенной Европе эта практика имеет место. Ведь это делается в интересах восстановления попранных прав человека.

– А какое мнение высказали депутаты?

– Депутаты мажилиса парламента Жазылбеков, Соловьева, Мукашев и другие высказали мнения в том, что законопроект ограничивает полномочия частных детективов. И предложили их расширить.

“Частникам” хотят связать руки?

– Что, по вашему мнению, надо сделать для того, чтобы законопроект получился на самом деле полезным для граждан?

– Главное, снять ограничения на запрет оказания детективных услуг по делам, связанным с уголовными преступлениями, административными и перекликающимися с ними налоговыми, земельными, брачно-семейными и другими видами правонарушений.

Затем, снизить возрастной порог для занятия частной детективной деятельностью с 35 лет до 25 лет. Кроме того, уменьшить необходимый стаж работы в правоохранительных и специальных госорганах с 15 лет (так сказано в проекте) до 3 лет. Необходимо отметить, что депутатом мажилиса или министром правительства РК граждане имеют право стать в 25 лет. Почему же к частному детективу надо предъявлять более жесткие требования?

По моему мнению, разрешить заниматься частной детективной деятельностью надо лицам, имеющим высшее юридическое или среднее специальное юридическое образование. И расширить перечень детективных мероприятий. В законопроект заложены всего два вида действий: беседа детектива и запрос документов у физических и юридических лиц, но этого явно недостаточно.

– Сколько всего запретов заложено в законопроекте?

– Авторы внесли 16 запретов и ограничений для частных сыскарей, и некоторые из них вызывают серьезные сомнения.

– Какие, например?

– Детективу запрещено применять оружие и физическую силу. То есть получается, что он не вправе выполнять свой гражданский долг и пресекать преступления? Тогда как ношение оружия, естественно, только по разрешению уполномоченного органа, и законное его применение позволили бы детективу защитить права потерпевших. И еще. Детективу запрещается осуществлять видеоаудиозапись и кинофотосъемку. Но почему бы не разрешить сыскарю выполнять все это с санкции или иного письменного согласия прокуратуры?

– У российских соседей такой закон работает?

– В России закон о частной детективной и охранной деятельности приняли еще в 1992 году и успешно применяют, а у нас частники работают нелегально. Это не отвечает интересам государства и закона, а посему играет на руку криминалитету.

Однако если принять его в предлагаемом варианте, то это может принести больше вреда, чем пользы.

– На каком этапе рассмотрение законопроекта находится сейчас?

– Известно, что в марте 2016 года был избран новый состав мажилиса парламента, но депутаты к обсуждению закона о ЧДД еще не приступали.

Тут возникают два вопроса – почему поручение главы государства выполняется так медленно и кто за это должен понести ответственность?

www.caravan.kz

Это интересно:

  • Закон рф об иммунопрофилактике инфекционных болезней 157-фз Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" С […]
  • Комментарии к закон о занятости населения рф Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Согласно федеральному закону 171-фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с […]
  • Федерального закона об органах федеральной службы безопасности в российской федерации Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 […]
  • Закон 149-фз от 27 июля 2006 г Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и […]
  • Федеральный закон 247-фз от 19072011 Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]