Оглавление:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отмечает 19 лет с момента создания

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС) была создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 и была преобразована 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основная цель создания РСЧС — объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

В числе основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций значатся:

— проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а при возникновении ЧС – защита жизни и здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

— формирование и внедрение правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

— проведение мероприятий по защите населения и территории;

— оповещение и информирование населения о ЧС;

— создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

— выполнение мероприятий гражданской обороны;

— оказание гуманитарной помощи;

— подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

— обеспечение функционирования объектов и отраслей в ЧС;

— пропаганда среди населения значимости РСЧС в общей системе безопасности страны.

Постоянно действующим органом управления РСЧС в Республике Татарстан является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан. КЧС и ПБ РТ создана Указом Президента Республики Татарстан от 8 сентября 2007 года № УП-511 «О мерах по организации и координации государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Республики Татарстан» (с изменениями в ред. Указов Президента РТ от 17.04.2009 № УП-204, от 05.09.2009 № УП-482) в составе 29 человек.

В состав Комиссии вошли только первые должностные лица органов исполнительной власти республики и территориальных органов государственного управления Российской Федерации по Республике Татарстан.

В основу деятельности Комиссии положен принцип создания рабочих групп на постоянной основе из числа членов Комиссии: ученых, специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Татарстан и представителей заинтересованных организаций. Таких групп создано 11. Каждая из них курирует отдельное направление деятельности из перечня задач, возложенных на Комиссию. Возглавляет рабочую группу, как правило, член Комиссии, руководитель министерства или ведомства, профиль которого соответствует направлению деятельности данной рабочей группы.

Председателем Комиссии назначен Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Муратов Равиль Фатыхович, его заместителем — начальник Главного управления МЧС России по Республике Татарстан — министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Хабибуллин Рафис Завдатович.

mchs.tatarstan.ru

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Главная / Энциклопедия / Термин, определение, понятие: Ликвидация чрезвычайной ситуации ( ЧС )

Ликвидация чрезвычайной ситуации ( ЧС )

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

fireman.club

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.03.2015 2015-03-05

Статья просмотрена: 3140 раз

Библиографическое описание:

Алексеев С. П. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 366-370. — URL https://moluch.ru/archive/86/16138/ (дата обращения: 11.08.2018).

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время — в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСЧС). Ее аббревиатура осталась прежней — РСЧС.

Основная цель создания этой системы — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки.

Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т. е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников.

Во-вторых, это признание «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.

В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе.

Кроме того, формирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее роль были определены, исходя из обоснованной системы приоритетов, поскольку только с их учетом мог быть достигнут оптимальный результат в условиях ограниченных ресурсов.

Также при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов ее деятельности учитывались сложившиеся реалии текущего момента, такие, как государственное переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации.

Государство, реализуя свои функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет следующие основные мероприятия:

— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— создание специальной системы, предназначенной для реагирования на чрезвычайные ситуации;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (с изменениями от 27 мая 2005 г.).

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные подсистемы единой системы созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет:

— постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

— органы повседневного управления;

— силы и средства;

— резервы финансовых и материальных ресурсов;

— системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС:

на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория России разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:

на федеральном уровне министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

на региональном уровне — региональные центры;

на территориальном и местном уровнях — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

на объектовом уровне — отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

— пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

— дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

— Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (ЦУКС МЧС России);

— информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

— региональные информационно-управляющие центры;

— информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

— абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;

— информационные центры организаций;

— средства связи и передачи данных.

Порядок сбора информации и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Территориальная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в пределах субъекта РФ состоит из звеньев территориальной подсистемы РСЧС соответствующих административно-территориальному делению его территории.

Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в субъекте РФ.

На каждом уровне территориальной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

— на региональном уровне (в пределах субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в субъекте РФ;

— на муниципальном уровне (в пределах территории муниципальных образований) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями Губернатора субъекта РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций соответственно.

Органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС являются:

— единая дежурно-диспетчерская служба «01» («112») субъекта РФ;

— единые дежурно-диспетчерские службы «01» муниципальных образований;

— дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размещение органов управления территориальной подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию.

Ни один народ и государство не может считать себя защищенным от всевозможных катаклизмов, стихийных бедствий и последствий недуманных действий или решений людей.

Любая чрезвычайная ситуация — это всегда нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, или массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. Самое тревожное — динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.

Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.

Неблагоприятные последствия стихийных бедствий могут быть значительно уменьшены с помощью их прогнозирования, предотвращения, а также своевременного оповещения населения о приближении стихийного бедствия и принятия, соответствующих мер защиты.

Приоритетным направлением деятельности МЧС России являются, в первую очередь, дальнейшее снижение гибели людей при пожарах, в чрезвычайных ситуациях и на водных объектах. Для достижения этой цели планируется совершенствовать взаимодействие на всех уровнях, развивать территориальную политику, в том числе в рамках соглашений между МЧС России и субъектами Федерации.

Второе важное направление — повышение культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствование работы с населением на всех уровнях.

Серьезное внимание уделяется профилактике правонарушений в сфере надзорно — контрольной деятельности, внедрению страховых механизмов снижения рисков возникновения различных чрезвычайных ситуаций, повышению ответственности в работе инспекторского состава отдела надзорной деятельности и сотрудников МЧС России.

moluch.ru

Цели и задачи РСЧС

На протяжении всей истории человечество подвергается воздей­ствию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят ты­сячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за ко­роткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового пора­жения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обста­новки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и сти­хийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясе­ние в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорож­ных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области лик­видации чрезвычайных ситуаций.

С учетом этого Правительство Российской Федерации своим по­становлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвра­щение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координа­ция деятельности министерств, ведомств и других органов управ­ления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя.

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при постро­ении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Фе­дерации было принято и утверждено Положение о Российской систе­ме предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Цель создания системы — объединение усилий центральных ор­ганов федеральной исполнительной власти, органов представитель­ной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, го­родов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреж­дений и организаций в ЧС;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, пред­назначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

• подготовка населения к действиям при ЧС;

• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

studopedia.org

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Главная / Энциклопедия / Термин, определение, понятие: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС )

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС )

Расшифровка и определение РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Наиболее ярко выражены две целевые функции РСЧС:

  • предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций.

РСЧС создана в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 1113 (утратило силу) после принятия Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на базе образованной ранее Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (постановление Правительства РСФСР от 18.04.1992).

Принципы, заложенные в основу создания РСЧС

В основу создания РСЧС были положены следующие принципы:

  • защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
  • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
  • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Задачи РСЧС

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Структура (схема) и уровни РСЧС

Организационная структура РСЧС состоит из (см. схему) территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  • федеральный;
  • межрегиональный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • объектовый.

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

РСЧС состоит из двух подсистем . Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (муниципальный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и муниципальных звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах и организациях РФ для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти. Межрегиональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории РФ по 6 округам. В составе РСЧС образованы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) округа. Каждый округ охватывает территории нескольких субъектов РФ. К региональному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях. Муниципальный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый – территорию предприятия, учреждения, организации. Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Органы управления РСЧС

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Координационные органы управления РСЧС создаются на 4-ех уровнях: Федеральном, региональном, муниципальном, объектовом.

На региональном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются ГУ МЧС России.

Основными задачами КЧС в соответствии с их компетенцией являются:

  • разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • координация деятельности органов управления и сил единой системы;
  • обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
  • рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России;
  • на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами. Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Эшелонирование сил и средств РСЧС

Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются по эшелонам. Всего их 3.

В первом эшелоне принимают участие: ведомственные аварийно- спасательные формирования (газо- и горноспасатели); противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи; подразделения постоянной готовности
спасательных воинских формирований и дежурные подразделения поисково- спасательной службы МЧС России. Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 мин. Основные задачи сил и средств: локализация чрезвычайных ситуаций,
тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то привлекаются силы и средства второго эшелона: подразделения спасательных воинских формирований и поисково-спасательной
службы МЧС России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности; специализированные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок их прибытия – не более трех часов.

Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего
населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие: спасательные воинские формирования и подразделения поисково-спасательной службы МЧС
России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др. Срок их прибытия – от трех часов до нескольких суток.

Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций и т. п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами того объекта, звена территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, ее силы и средства не могут справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Управление РСЧС

Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседневной деятельности. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, РСЧС является важным элементом системы национальной безопасности страны.

Основные направления деятельности РСЧС

  1. Разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и организация ее реализации. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управления, силы и средства страны, в компетенцию которых входит решение этих проблем. Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проявляется в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области;
  2. Управление функционированием РСЧС. Руководящий орган РСЧС – МЧС России, наделено функцией координации деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и КЧС;
  3. Осуществление контроля. Контроль в РСЧС осуществляется с целью обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения. Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости — совместно с федеральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями);
  4. Производственная деятельность, которая заключается в том, что РСЧС проводит практические работы по профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их масштабов, снижение потерь и ущерба от них, а также осуществляет аварийно-спасательные и других неотложные работы в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это направление деятельности РСЧС реализуется ее органами управления, силами и средствами;
  5. Обучение, включающее в себя подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Это обязательная функция органов управления РСЧС всех уровней. Порядок подготовки специалистов РСЧС и обучения населения предусматривает разработку учебных программ, организацию проведения занятий, их материально-техническое обеспечение. Этот порядок определяется Правительством РФ. Ответственность за подготовку специалистов РСЧС и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях несут руководители учебных заведений, организаций и органов управления ГОЧС;
  6. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС.

Источники: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Cт. 3648; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Там же. 2004. №2. Cт. 121; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк (Глава III). Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998.

Итоги деятельности РСЧС за 2016 год

Итоги деятельности РСЧС за 2017 год


fireman.club

Это интересно:

  • Когда приходят пособия на ребенка Сроки оформления и выплаты пособий семьям с детьми В соответствии с законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ детские пособия могут назначаться и выплачиваться гражданам при наличии соответствующих оснований в строго установленные сроки. […]
  • Закон о гражданстве 1991 год Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., […]
  • Литература для нотариусов Список источников и литературы Источники: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Основы законодательства РФ “ О нотариате “ от 11.02.1993 утв. 11.02.93 //(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного […]
  • Как доплатить налог Что будет, если до 1 декабря не заплатить налоги Крайний срок уплаты имущественных налогов в России — 1 декабря. Россияне должны заплатить налог на имущество, налог на землю и транспортный налог. В Алтайском крае на данный момент в […]
  • Приказ 126н банковские гарантии Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. N 85н "О внесении изменений в Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 […]
  • Возврат сот Телефонов Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу и потребовать возврата уплаченных за […]